Постановка Леонида Трушкина - это образцовая комедия, которая собирает аншлаги уже больше двух десятков лет.«Смех – единственная награда комедиографа!», – утверждал Франсис Вебер, автор пьесы, рассматривая смех как неотъемлемую часть культурного диалога. Сильные эмоции актеры Федор Добронравов и Борис Дьяченко (раньше эти роли исполняли Геннадий Хазанов и Олег Басилашвили) умудряются «презентовать» зрителю простыми и незатейливыми средствами. «Ужин с дураком» - это и мелодраматический скетч, и комический фарс, в притчевой манере рассказывающий о главном - любви к ближнему. Как же нам сейчас этого не хватает…
У главного героя (Дьяченко) причудливое увлечение - он ищет в Париже дураков и приглашает их к себе на ужин. В один из таких вечеров его некстати прихватывает радикулит, жена уходит, доктор советует отлежаться, но очередной «дурак» (Добронравов), которому назначено, уже звонит в дверь. Помпезная просторная гостиная, стены которой утопают в картинах – бессменное пространство, где стремительно разворачивается сюжет.
Месье Пиньон (Федор Викторович) с первого появления на сцене и до поклонов просто «рвет» зал. Он вечно все путает, роняет, спотыкается и всех раздражает – издателя, пригласившего его, жену (нынешнюю и бывшую) и друга. Пиньон-Добронравов гримасничает, танцует, готовит омлет и местами выдает такие перлы, что зал просто «ложится» от смеха. При этом «дурак» пластичен, как Цискаридзе, комичен, как Чаплин, бесподобен в своих репризах, как Жванецкий, и любим зрителем, как тот-же Хазанов.
Борис Дьяченко в роли издателя (он и занимается приглашением «дураков») неподражаем и, несмотря на малое количество текста, убедителен – как по пьесе, так и по «жизни» на сцене. Помогает героям рассказывать историю и музыка Марка Минкова, и шикарные декорации Бориса Валуева и лаконичные костюмы Светланы Синициной. Помогают дуэту Добронравов-Дьяченко «раскрыть» суть происходящего Максим Кушников, Екатерина Клочкова, Александр Юшин, Любовь Тихомирова и Борис Шувалов.
«Вишенка на торте» всего представления – предпоследняя сцена Пиньона-Добронравова: он на пару секунд застывает от обиды и горя и стоит, не шелохнувшись. «Дурак» вдруг осознает, что над ним просто глумились, и в его глазах проскакивает выражение одиночества и впустую прожитой жизни… Зал «утонул» в овациях.
Непревзойденная пластичность, заразительный смех, ужимки сутуловатой фигуры, невозмутимое младенческое выражение лица, утрированная клоунада, жеманство, парящая походка, мягкие движения, непосредственная инфантильность - Федор Добронравов сумел прочувствовать в образе «дурака» внутренний слом трагикомического героя.
И главное, как по мне – «дурак» находит спасение в прощении своего обидчика. Такова его внутренняя природа, неудобная и опасная в наш виртуальный век, где вместо «благодарю», вам в лучшем случае вышлют смайлик, а то и этого не будет…
«Федору Добронравову удалось передать чистоту души героя, повеселить нас. Чего только стоят все эти ужимки! А как он обижался, как он прятался! В последней сцене у него были слезы на глазах - невероятно сильный момент! Борис Дьяченко - неизменно удивляет! Каждая из его ролей уникальная, со своим характером. Борис же всегда не просто играет очередного персонажа, а переживает эту ипостась вместе с нами», - разбор «полетов» после спектакля от моей коллеги по перу.
Сабадаш Владимир.
Фото – Светлана Юрьева.