Концерт к столетию со Дня рождения Татьяны Николаевой, выдающегося музыканта, композитора и педагога в Концертном зале Чайковского – это удивительно яркое, необычное событие в мире музыки, состоявшееся по инициативе внука Татьяны Николаевой – Арсения Тарасевича – Николаева.
24 прелюдии и фуги Шостаковича – цикл, посвященный Николаевой, созданный Шостаковичем, впервые исполненный ей в 1952 году, прозвучавший и на её последнем концерте в 1993 году.
Татьяна Николаева исполняла цикл, как правило, в двух концертах, в два фортепианных вечера. Тем смелее и амбициознее была идея Арсения: объединить и произведения, и исполнителей в одном концерте за один вечер.
Шостакович – далеко не самый простой в исполнении композитор, однако воплощение идеи на сцене Концертного зала Чайковского было поистине блестящим.
Концерт – это настоящее созвездие талантов, на сцену вышли как уже опытные исполнители. Александр Ключко, Юрий Фаворин, Алексей Мельников, так и студенты Московской Консерватории, уже в столь юном возрасте ярко заявившие о себе: Сергей Давыдченко, Энджел Вонг.
Шостакович в прочтении каждого исполнителя уникален, многогранен, как и манера исполнения: от чистого, невозмутимого ручья мягких арпеджио в интерпретации Арсения Тарасевича – Николаева, лёгкости, изящества, искрящихся в невесомости триолей Сергея Давыдченко, колебаний от драмы к отрешенности Юрия Фаворина, от энергичной, выразительной, эмоциональной игры Энджела Вонга до виртуозной игры Александра Ключко, спокойной и уравновешенной манеры Алексея Мельникова в финале вечера…
Три с половиной часа качественной фортепианной музыки - это истинный подарок меломанам, произведения композитора раскрываются полновесно и широко, многослойно словно палитра художника;
В данном концерте мы видим и слышим многообразие красок и оттенков, от еле уловимых до ярчайших, музыка звучит словно монологи и диалоги, многоголосные диспуты и тихие соло, журчание ручья и весеннее половодье, водопад.
Полагаю, что творческая энергия Шостаковича была передана в зал непревзойдённым по силе и мастерству способом благодаря исключительно сильному, вдохновляющему составу, оставляющему неповторимый след в истории современной фортепианной музыки.
Автор Гулия Нурлыбаева
Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии