В Петербурге завершился V Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа». Две недели, с 15 по 30 июля, зрители не только наравне с авторами спектаклей исследовали театральный потенциал публичных и частных пространств города – как это всегда происходит во время «Точки доступа», – но часто сами становились участниками перформансов и вплотную приближались к созданию и прямому контакту с произведениями искусства.
В этом году фестиваль прошёл при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга в рамках Театральной олимпиады под эгидой Года театра. Специальным партнёром стал Фонд Михаила Прохорова. Пятому фестивалю «Точка доступа» удалось собрать рекордно большую программу спектаклей, инсталляций, «трансжанровых ивентов», лекций и мастер-классов.
В Основном блоке организаторы собрали четыре международных проекта. Их авторы – признанные мастера в области современного визуального, иммерсивного, саунд-театра, известные режиссёры и художники из России, Франции, Швейцарии и Голландии.
Три раза за время фестиваля разный состав юристов и прокуроров судил Гамлета (в исполнении Семёна Серзина) в рамках спектакля режиссёрского дуэта Яна Дёйвендака и Роже Барната «Пожалуйста, дальше (Гамлет)». Два раза Гамлет был оправдан, один раз – получил минимальный срок и был освобождён в зале суда. Отдельного упоминания заслуживает профессиональное мастерство адвокатов Фитенко Андрея Владимировича, Шатихиной Натальи Сергеевны и Карпинской Ксении Сергеевны. Они приняли участие в спектакле наравне с актёрами и отстояли Гамлета перед заполненным зрительным залом и группой присяжных.
На Ладожском вокзале каждый день фестиваля – невзирая на дождь, ветер и яркое солнце – проходили показы инсталляции Дриса Верхувена «Прощай! / Fare Thee Well!». Чтобы её увидеть, нужно было воспользоваться телескопом – ведь текст инсталляции расположен в километре от вокзала. Именно его содержание, ритм и композиция погружали зрителей в состояние, при котором легко проститься с прошлым и принять настоящее: от политики и экологии до культуры и способа мышления.
На «Точке доступа» состоялась премьера Антона Адасинского «Город теней»: это одновременно и презентация его нового проекта «Сёстры по разуму», и авторский концерт, и экскурсия на автобусе. Зрители вместе с Адасинским и группой перформеров проделали сложный маршрут по Петербургу, заезжая в неизвестные дворы и то и дело оказываясь в эпицентре танцевально-поэтической стихии спектакля.
Французская театральная компания Encyclopédie de la parole создала специально для «Точки доступа» спектакль «Jukebox ‘Петербург’» – слепок речи местных жителей. Актёр Роман Михащук, взяв на себя роль театрального музыкального автомата, воспроизвёл то, как звучит современный Петербург и о чём ежедневно говорят его жители.
В Свободную программу «Точки доступа» вошли 28 проектов. На сегодняшний день это масштабная панорама современного российского независимого театра, представленная в рамках одного фестиваля. Спектакли, перформансы, инсталляции и несколько мультижанровых мероприятий проходили в самых неожиданных местах Петербурга: запах-тур «ЛАВ» проходил в Музее стрит-арта, предметный спектакль «Как быть добр_ой когда всё так дорого» – в кафе-раменной, танцевальный перформанс «Рукотворный поток» прошёл по всему Конногвардейскому бульвару, а «Перфомск» – в Тойоте, которая везла единственного реципиента по нескольким районам города.
Для Образовательной программы «Точка доступа» пригласила из Италии, Дании и США профессоров, преподавателей новейших актёрских техник, специалистов по иммерсивному и site-specific театру. Они провели серию уникальных лекций и мастер-классов для шестидесяти участников, отобранных на старте фестиваля.
Интенсивный учебный процесс завершился двухдневной фестивальной Лабораторией: студенты разработали 18 экспликаций своих будущих проектов, три из которых были показаны 29 и 30 июля на территории Университета им. А.И. Герцена. Эскизы были связаны между собой лишь изначальной темой – «Басни». Форматы реализации были кардинально разными: от социального проекта до иммерсивного симулятора.
«Точка доступа» создаёт вокруг себя особый культурный контекст. Собирая вместе десятки независимых коллективов из разных городов России, приглашая всемирно известных театральных педагогов и создавая вместе с европейскими режиссёрами спектакли в пространстве Петербурга, фестиваль аккумулирует интеллектуальные и театральные силы города. Так, в отдельную офф-программу можно выделить целый ряд событий, случившихся в рамках «Точки доступа–2019»: это и вечеринки, и деловые завтраки, и паблик-токи. Именно там, в атмосфере неформального общения, проходит продуктивный обмен опытом между российскими и зарубежными театральными деятелями, случаются важные знакомства, зарождаются новые идеи.
Кроме того, фестиваль дал старт подкасту «Против тяьтра»: автор телеграм-канала «пиши перформенс» Ваня Демидкин при поддержке «Точки доступа» записал три выпуска о современном театре – с Алиной Шклярской и Александрой Абакшиной, Артёмом Томиловым и Машей Слоевой. Эти выпуски мгновенно стали одним из популярных подкастов о театре, существующих в российской медиа-среде. Темы, которые обсуждают молодые продюсеры, критики и режиссёры, оказались настолько актуальными, что «Против тяьтра» даже по окончанию фестиваля продолжает увеличивать слушательский охват, отмечается в пресс-релизе мероприятия.
О Театральной олимпиаде 2019
Одно из ключевых событий Года театра в 2019 году – Театральная олимпиада, в рамках которой в России пройдут гастроли лучших зарубежных театров, национальных театров из регионов России, а также лекции и мастер-классы ведущих театральных деятелей мира.
Основная площадка Олимпиады — Александринский театр в Санкт-Петербурге. Олимпиада примет спектакли из 21 страны, покажет лучшие спектакли России, всего в программе более 50 российских и зарубежных постановок. В этом году Олимпиада проходит в 9-й раз, и впервые в своей истории — одновременно в России и Японии. Театральная олимпиада была основана 25 лет назад, в 1994 году, по инициативе всемирно известного театрального режиссера Теодороса Терзопулоса и впервые проведена в 1995 году на родине театра, в Греции, в городе Дельфы. Цель Олимпиады — показ лучших достижений современного театра, единение разных театральных школ, диалог их основателей и зрителей.
Оператор мероприятий Театральной олимпиады 2019 в России – Дирекция Санкт-Петербургского международного культурного форума, который с 2012 года каждый год проходит в Северной столице. В 2019 году Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 14 по 16 ноября, и одним из главных его событий станет торжественное закрытие Театральной олимпиады. Форум заслуженно признан культурным событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звезд театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Организаторы Форума: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга