«Русский Паганини» - именно так весь мир называл виртуоза скрипки и мастера смычка Леонида Когана. VI Зимний международный фестиваль искусств под артистическим руководством Юрия Башмета отдал дань уважения гениальному музыканту в Зале Чайковского. Программа-приношение к вековому юбилею со дня рождения Леонида Борисовича звучала голосами инструментов Страдивари, Гварнери и Амати из Государственной коллекции. Один из раритетных инструментов был «опробован» самим Маэстро Башметом, вызвав оглушительные овации переполненного зала.
![](/system/files/images/KDA2501218.JPEG)
Леонид Коган – один из тех музыкантов, у которых в музыке была сконцентрирована вся жизнь. Критики, утверждавшие, что он родился со скрипкой в руках, ошиблись всего на несколько лет. «Я играл с ней весь день и не пожелал ложиться спать, пока скрипку не положили под подушку. Я уже не расставался со своей игрушкой вплоть до моих первых уроков», - вспоминал музыкант свои детские годы. У Когана был свой, узнаваемый звук и совершенно невероятная техника. Ещё будучи студентом консерватории, Коган поразил публику, сыграв за один вечер все 24 каприса Паганини. Его интерпретация Паганини считалась лучшей среди советских скрипачей.
«Леонид Коган был редкостно добрым человеком, сердечным, отзывчивым, я бы даже сказал, сердобольным. Он принимал деятельное участие не только в судьбах своих учеников, но и многих музыкантов, жизнь которых не всегда складывается просто… Неоднократно и у нас в стране, и за рубежом, мне доводилось наблюдать, как само имя этого артиста сближало даже незнакомых между собой людей, становилось своеобразным паролем, открывающим сердца», – вспоминал композитор Родион Щедрин.
Концерт VIOLINISSIMO, посвящённый ярчайшему скрипачу XX столетия Леониду Когану, в котором приняли участие те самые «старики», находившиеся в руках скрипичных виртуозов из разных стран, исполнительских школ и поколений – лучший выразитель ПАМЯТИ невероятно талантливому скрипачу всех времен и народов.
Особенность и уникальность концерта заключалась в том, что музыканты Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением народного артиста России Юрия Башмета, играли на 16 струнных смычковых инструментах из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации из фондового собрания Российского национального музея музыки. Крупнейшая в мире государственная коллекция объединяет около 300 инструментов, созданных в период с XVI по XX вв. лучшими мастерами, среди которых А. Страдивари, А. Гварнери, К. Бергонци, Дж. Б. Роджери, А. Амати и другие.
В программу концерта ПОСВЯЩЕНИЯ вошли произведения классической музыки в исполнении именитых скрипачей - Массимо Кварта (Италия), Павел Милюков, Николай Саченко, Грант Башмет ( внук Юрия Башмета), Даниил Коган (внук Леонида Когана), Михаил Ашуров, Александр Колесников и Чаовэнь Ло (Китай). Комментировал происходящее артист театра и кино Сергей Шакуров. Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и маэстро Юрий Башмет были весь вечер на сцене.
Также в этот день в Концертном зале им. Чайковского открылась выставка Российского национального музея музыки «Русский Паганини», посвященная творчеству народного артиста СССР Леонида Когана. В экспозиции представлены уникальные фотографии выдающегося русского скрипача Леонида Когана, где он запечатлен с Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном, Франко Маннино, а также материалы личного фонда Леонида Когана: фотографии, в том числе уникальные семейные, программы и афиши из фондов Музея музыки и многое другое. Кураторы выставки разработали специальные QR-коды, с помощью которых можно послушать записи из фондов Музея музыки, редкие произведения в исполнении Леонида Борисовича Когана.
Сам же вечер открыл ученик ЦМШ при Московской консерватории Александр Колесников сыграв Концертный полонез Генрика Венявского. Его сменил Николай Саченко, первая скрипка Квартета имени Бородина, Мелодией и Вальсом-Скерцо Петра Ильича Чайковского. Китайский коллега Ло Чаовэнь, бронзовый призёр XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского, исполнил «Цыганку» Мориса Равеля. Первое отделение завершил Концерт № 5 Моцарта в исполнении лауреата XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Павла Милюкова.
Сергей Шакуров рассказывал факты из жизни Леонида Борисовича и комментировал кадры кинохроники с ним. Был показал документальный эпизод, где музыканту предоставляют скрипку Никколо Паганини, которую называют "вдовой Паганини".
Второе отделение «запустил» Грант Башмет солировал в «Цыганских напевах» Пабло Сарасате. Победитель Конкурса Паганини в Генуе 1991 года Массимо Кварта (Италия) исполнил паганиниевские Интродукцию и вариации на тему из оперы Россини «Танкред». Продолжатель династии Коганов - Даниил Коган солировал в «Поэме» Эрнеста Шоссона.
Завершался вечер ПАМЯТИ феерически – «Пять отражений на тему каприса № 24 Паганини» для альта, пяти скрипок и струнных Кузьмы Бодрова в исполнении Юрия Башмета и «Солистов Москвы».
Ну и как же на таком концерте без бисов: кадры на экране - исполнение знаменитого 24-го каприса Паганини «русским Паганини» Леонидом Коганом, это была его «коронка». Зал взорвался овациями и еще долго не отпускал музыкантов, принявших участие в уникальном концерте, посвященном столетию Леонида Когана.
Владимир Сабадаш. Светлана Юрьева.
Фото – Дмитрия Коробейникова.
![](/system/files/images/KDA2501278.JPEG)