«… И все вдруг показалось ему дымом…». «Дым» - очень тургеневское произведение, но при этом отличается от предыдущих его романов. Критики называют его исповедью писателя. Режиссер Юрий Еремин посчитал исповедальность необходимой и достаточной причиной для того, чтобы оживить героев «Дыма» и напомнить современным зрителям об актуальности тем, поднятых классиком. В Театре имени Моссовета – премьера спектакля «Baden-Баден». Рассказывает Ирина Разумовская.
«Господа, давайте говорить о России» - предложение, которое в спектакле «Baden-Баден» звучит так же часто, как на страницах романа «Дым». Режиссер Юрий Ерёмин вслед за Иваном Тургеневым на знаменитом курорте Германии сталкивает лбами и умами западников и славянофилов, феминисток и аристократок. Они запивают пивом разговоры о демократии и прогрессе, заедают немецкими сосисками рассуждения о будущем и настоящем страны, от которой так далеки.
Режиссер Юрий Ерёмин для журналистов как всегда неуловим, поэтому пришлось выведывать у артистов, почему он взялся за эту историю, которую Лев Толстой, например, упрекал в отсутствии поэзии и любви к чему-либо.
«Современная история же! Сейчас русские страдают где-то за рубежом, имея прекрасные квартиры, замечательные апартаменты, о судьбе России, пытаются её изменить как-то, не очень думая о России непосредственно», – убеждена заслуженная артистка России Евгения Крюкова.
Даже уединившись с женой, здесь рассуждают о политических воззрениях. Евгения Крюкова безупречно и гармонично смотрится в платьях и корсетах XIX столетия. За ней – главная любовная линия. Она здесь роковая, властная и эгоистичная красавица Ратмирова. В неё влюблены, кажется, все окружающие мужчины. Удастся ей и растеребить забытые и задавленные чувства главного героя Литвинова.
«Мне симпатичен этот персонаж, потому что он честный человек, интеллигентный, воспитанный, приятный и честный сам перед собой – потому что когда захлёстывают мощные чувства, не всегда можно справиться – он тоже в этом не чист», - отметил актёр Алексей Трофимов.
На авансцене – горячий источник, он бурлит весь спектакль в пандан жарким спорам отдыхающих. Среди них был, кстати, и сам Тургенев, переехавший в Баден-Баден в 1863 году. После выхода романа «Дым» он писал, что ругали его все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку». Интересно, конечно, как воспримет сегодняшний зритель эту постановку, максимально приближенную к классике.
Источник: tvkultura.ru