Ключевые слова нового генерального директора Государственного академического Большого театра России были произнесены на встрече с журналистами в Императорском фойе главного театра страны. В новом 249-й сезоне Большой театр планирует расширять репертуар, сделав акцент на сочинениях отечественных композиторов, среди которых Петр Чайковский, Модест Мусоргский, Михаил Глинка, сообщил на пресс-конференции в день сбора труппы Валерий Гергиев.
«Не удивительно, что концентрация будет на именах величайших русских творцов. Прежде всего, это Глинка, Мусоргский, Чайковский. 249-й сезон открывается с показа балета Петра Чайковского «Спящая красавица» Мариуса Петипа в хореографической редакции Юрия Григоровича. Она несколько лет отсутствовала в репертуаре Большого театра. Важным является то, что исторические декорации крупнейшего художника Симона Вирсаладзе вернутся на эту сцену. Это возвращение всерьёз и надолго», — сказал Гергиев.
Далее гендир удивил журналистов количеством предполагаемых постановок, здесь и премьеры и восстановление старых спектаклей и балетов: «Как опытный худрук понимаю: Верди не может быть изгоем на какой-либо сцене. Мы в этом сезоне сможем показать 13–14 опер Верди благодаря объединенным ресурсам. Не забывайте, что спектакли Большого театра проходят с громадным успехом минимум полгода на сценах Мариинки. Какая радость и триумф были во время гастролей с «Борисом Годуновым»! Балеты «Иван Грозный» и «Драгоценности» тоже стали событием».
В новом сезоне на сцене ГАБТа запланированы премьеры балетов с музыкой Стравинского: "Жар-птица"(6+), "Петрушкка"(6+), "Весна священная" (12+) и "Свадебка" (16+). Балеты "Лебединое озеро" (12+) и "Щелкунчик" (6+) на музыку Чайковского также будут представлены еще в этом календарном году. Ближайшими оперными премьерами станут спектакли "Князь Игорь" (16+), "Руслан и Людмила"(6+), "Мертвые души"(16+) и "Риголетто"(16+). В афишу планируют вернуть и оперы Чайковского "Чародейка"(6+), "Пиковая дама"(16+), а также "Евгений Онегин"(16+). Кроме того, в новом сезоне могут появиться несколько опер Рихарда Вагнера, в том числе "Кольцо нибелунга"(16+), и "Отелло"(16+) Джузеппе Верди.
«Думаю, это лучшее, что мы можем сделать с коллегами из Европы, - обращаться как к операм Чайковского, Прокофьева, так и к операм Верди и Вагнера. Это точно лучшая дипломатия. Это вызывает благодарные отклики или просто молчаливую благодарность. Этим мы обогащаем афишу Большого и Мариинского театров», - заключил Валерий Абисалович.
Худрук заметил, что не стоит дублировать постановки в Большом, когда аналогичные уже есть в афише Мариинского. Как результат партнерства Мариинки и Большого появится «Аида» (16+) Верди. Ставить ее будут на сцене в Санкт-Петербурге, с привлечением труппы из Москвы.
В оркестре ГАБТа 285 музыкантов – это фактически три оркестра, которые уже три года работают без главного дирижёра. По мнению Валерия Гергиева, в отсутствии главного дирижёра нет огромной проблемы. «Беда в том, что в Большом театре недостаточно репертуара» - и вот над этим и нужно работать, считает Гергиев.
Также представителям СМИ была озвучена еще одна задача: подготовить достойное празднование 100-летия со дня рождения народной артистки СССР Майи Михайловны Плисецкой. Это будут не только спектакли на музыку супруга примы-балерины Большого театра Родиона Щедрина, которые он писал для нее, но и другие достойные мероприятия. Появится на сцене Большого опера Пуччини «Манон Леско»(16+) и опера «Катерина Измайлова» (16+) Дмитрия Шостаковича. Руководство главного театра страны планируют работать с Александром Сергеевым, Вячеславом Самодуровым и Максимом Петровым.
Общее число названий, о которых сказал Валерий Гергиев, приближается к полусотне. Как говориться: «Будем посмотреть!».
Владимир Сабадаш.
Фото – Юрий Покровский.