…Своими крохотными ножками танцовщица делает первые шаги по рисовой муке. Ей еще предстоит пройти долгий путь …
А сегодня студентам и преподавателям Института Современного Искусства довелось взглянуть на настоящее таинство индийского танца и на танцовщиц, уже прошедших этот путь.
В пятницу 20 мая в Институте Современного Искусства состоялось сразу два культурных мероприятия. И одно из них - это вечер классического индийского танца.
Фонд изучения культурного наследия Индии «Нритья Сабха» и Институт современного искусства провели вечер индийского классического танца в стиле Бхаратанатьям – «Natya Veda».
В программе приняли участие учащиеся и солисты танцевальной студии под руководством Ирины Искоростенской
Фонд «Нритья Сабха» это уникальное и единственное в России творческое объединение талантливых исполнителей различных стилей индийского классического танца, получивших образование в ведущих институтах культуры Индии.
Обучение индийскому танцевальному искусству относится к одному из главных направлений деятельности Фонда. Преподаватели Фонда проводят регулярные классы по пяти стилям индийского классического танца :стиль Бхаратанатьям , стиль Катхак , стиль Одисси , Кучипуди , Мохиниаттам. Так, по стилю Бхаратанатьям занятия ведут: Ирина Искоростенская, Надежда Коврига и Дмитрий Змеев.
Участники Фонда ведут активную концертную и преподавательскую деятельность в России и за ее пределами.
Фонд занимается продвижение и популяризацией музыкального и танцевального искусства Индии, укреплением российско-индийских культурных связей. Фонд «Нритья Сабха» так же организует и проводит выставки, фестивали, семинары, конференции и т.д.
До начала 20-го века Индийский классический танец исполнялся исключительно в храмах. Храмового культа как такого нет, а ритуалы остались.
Сохранилось несколько традиций проведения концертов индийского танца. Одна из них - это молитва, которая всегда читается пред началом таинства.
На сцене всегда присутствует божество - Шива Натараджа -это один из самых популярных иконографических образов Шивы. Его облик знаком очень многим - это танцующая фигурка с четырьмя руками. Слово «натараджа» происходит от Narta-r?jan IAST — король танца, что в свою очередь происходит от классического санскритского глагола nar- IAST — танцевать.
Концерт традиционно начинается с зажигания лампы. Эта честь сегодня была доверена Юрию Евгеньевичу Соколову, давнему и страстному поклоннику индийского танца.
Лампа зажжена и не одна нечистая сила не может попасть на сцену.
Сцена - священное пространство, а танец божественнен. Он соединяет собой небеса и землю.
Все выступление сопровождалось пояснениями Ирины Искоростенской. И получился концерт и познавательная лекция одновременно.
Помимо собственно танца — нритты, Натья включает в себя пение и абхинаю — искусство мимики. При помощи языка жестов — мудры исполнитель имеет возможность не только выразить свои эмоции, но и рассказать зрителю историю, передать определённые, в том числе отвлечённые понятия.
В основе классического индийского танца лежит духовная сила, которая дисциплинирует, дает опору и устойчивость, превращая искусство в путь духовного совершенствования, помогает личности обрести целостность, развить эстетический вкус, ум и открыть свое сердце.
Индийский танец — это больше, чем танец. Он всегда был и есть средством общения людей друг с другом и Богом. Любое движение тела, глаз имеет свое смысловое значение. Язык индийского классического танца гораздо богаче и выразительней, чем обыкновенная речь.
За несколько тысячелетий своего существования, индийский танец ни сколько не утратил своей привлекательности и притягательности и продолжает поражать умы многих людей своим совершенством.