Премьерная постановка режиссера Сергея Захарина, в которой Маяковский в исполнении Дмитрия Бозина – влюбленный герой, пытающийся «перекроить» окружающий мир. Виктюковцы – это потрясающая пластика и невероятные танцевальные номера в стиле гротеск – так было и в этот раз.
По замыслу Сергея Захарина его спектакль - это своеобразный отчет о том, как мечтали люди в начале 30-х годов прошлого века, и сбылись ли их мечты. Сцена театра Виктюка превращена в карикатурный образ советской бюрократической машины.
«Мы исходили из того, что тот мир советской бюрократии завален бумагами. И вот сквозь эту "машину бумажек" пытается прорваться действительно мечтатель. Пытается прорваться человек, который хочет видеть светлое будущее», - сказал журналистам перед премьерой режиссер Сергей Захарин.
Постановщики виктюковской «Бани» прилично сократили текст шестиактной комедии и включили самого Маяковского в «подкорки» спектакля. Невероятно пластичный и практически гуттаперчевый Бозин талантливо и не без иронии воплотил образ поэта начала прошлого века. Его монологи на тексты лирических поэм «Облако в штанах» и «Про это» составляют «параллельный мир» виктюковской версии сюжета. Маяковский-Бозин читает так, что тут же влюбляет зал в тексты, в которых видна обреченность автора, неправдоподобность его оптимизма, предчувствие гибели коммунизма-социализма, как собственно и своей судьбы и жизни.
Образ «Фосфорической женщины», которая должна забрать пригодных для коммунизма особей соцстроя, превращается, или так зрителям кажется, в саму Смерть (воплощена Викторией Савельевой). Комедийно-сатирическое действие на сцене театра Виктюка – это явная пародия на устаревшие социально-бытовые и политические реалии. Но именно такая трактовка находит отклик заполненного зала и вызывает смех и иронию. Константин Авдеев в роли репортера Моментальникова правдив в образе «приспособленца», готового сочинять слоганы на злобу дня и на заказ – все как у Маяковского настоящего.
А «привязка» к гиперболизированным женским типажам (Наталья Мороз, Валерия Энгельс, Мария Матто) решена в эстетике то ли клоунады то ли варьете, что само по себе – уже смешно.
Сценография Юлии Коротковой, собранная из картонных коробок, с элементами авангардного изобразительного искусства соответствующей эпохи – отдельная «песня» премьерной постановки в Сокольниках.
Показ «Бани» в Театре Романа Виктюка - еще, не известно войдет ли спектакль в репертуар - и это печально, так как постановка однозначно удалась.
Анна Духон.
Фото - Полины Капицы.