«Высоцкий. Спасибо, что живой»

Новости

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» посвящен поэту и актеру Владимиру Высоцкому. Картина рассказывает об одном из наиболее драматичных периодов его жизни. Мы застаем героя на пике известности. В конце 70-х Владимир Высоцкий - самый знаменитый человек в СССР, кумир миллионов. Но его силы на исходе. Он измотан, он больше не ощущает свой дар, он не может  писать стихи…

Сценарий написал сын Высоцкого, Никита.

Фильм основан на реальных событиях: в июле 1979 года во время гастролей в Узбекистане  сердце Владимира Высоцкого остановилось

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

На   Первом канале 28 января в 21:35

Никита Высоцкий: Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет - киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот 5 лет назад Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу и к тому времени – пять лет назад – эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком.

Никита Высоцкий: Эта история рассказывает о нескольких днях из жизни Высоцкого. В нашем изложении она в каком-то смысле получалась историей создания стихотворения, начинающегося словами «мой черный человек в костюме сером…». Изначально проект так и назывался: «Мой черный человек». Начиная работать над картиной, мы имели в виду как раз этого черного человека, из стихотворения Высоцкого. Его черный человек – некая сила¸ которую не потрогаешь, не ощутишь, которая ускользает. Но по мере работы сценарий менялся, менялась и развивалась история. В результате изменилось и название. Оно подсказано строками из того же стихотворения: «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой». Наша история не столько о борьбе Высоцкого за уничтожение, сколько о его борьбе за жизнь, за любовь, за свободу, за творчество…

Анатолий Максимов: «Пять лет – столько времени понадобилось, чтобы сделать этот фильм -  день за днем звучало: «Спасибо, что живой».  Мы сами, не замечая того, благодарили нашего героя за то, что он остался живым. Живым. Значит, свободным. Он поступал исходя из «себя самого» - мало кто в мире на это способен. Люди зависимы  - от чужой воли, от внешних сил, от непреодолимых обстоятельств, а больше всего -  от себя самих,  от своих  страхов, страстей и даже  привычек.  Высоцкий перешагнул себя, вырвался из своей смерти и в нашем фильме, и в жизни. Пять лет, день за днем мы были рядом со свободным человеком. Нам повезло».   

       Хотя фильм основан на реальных событиях, в него вошли некоторые сцены и события, взятые из других эпизодов жизни Высоцкого, – в другом месте, в другое время -- и соединившие некоторых людей, которые, возможно, и не сталкивались друг с другом именно в тот момент, о котором рассказывает фильм.

Никита Высоцкий: Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, - своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 80-м году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах. А то, чем я руководствовался, то, откуда мои чернила брались - это период моего становления, пора такой общей искренности… Она была не для печати, не для мемуаров, не для истории. Просто люди говорили, что-то рассказывали друг другу, в том числе и мне. И мне, может быть, больше, чем кому-то другому: во-первых, я хотел этого, а, во-вторых, я был сыном их друга, и им хотелось со мной об этом говорить.

Петр Буслов: В этом фильме есть все - и криминал, и юмор, и драма. Иногда слезы подступают. В общем, есть, над чем подумать. Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в фильме, те художественные и изобразительные решения – я говорю сейчас про способ съемки, костюмы, лица, которые мы подбирали, потому что люди выглядели по-другому, говорили по-другому - будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы.

Об исполнителе главной роли:

Никита Высоцкий: 

Я испытываю огромное уважение к Сергею Безрукову,  который все это время оставался  безымянным  исполнителем. Я считаю, что  Сергей Безруков - один из лучших наших актеров, он - сверх профессиональный человек. Те задачи, которые были перед ним поставлены – задачи уникальные -  ни один актер из ныне живущих, не смог бы выполнить.  Это огромный труд и большая актерская работа!   Я считаю, что на сегодняшний день, это его главная работа в кино!» 

Многие образы в фильме собирательные.

Иван Ургант: Персонаж моего героя собирательный. Это скорее артист Всеволод Абдулов, но внешне никаких пересечений с артистом Абдуловым у меня нет. На Ивана Дыховичного я тоже на самом деле похож разве что прической. Но Дыховичный на тот момент уже и не был очень близок с Высоцким, насколько я знаю. А ростом я вообще больше похож на Хмельницкого.

Персонаж последней возлюбленной Высоцкого, Татьяны Ивлевой, которую сыграла Оксана Акиньшина, также собирательный.

Никита Высоцкий: Наша Татьяна – это образ очень молодой девушки, которая его любит, которую он любит. Мы постарались уйти и от внешнего сходства, и от других реальных вещей. Когда я начинал писать сценарий, меня сносило к конкретным людям, которым я поначалу даже старался делать их собственные речевые характеристики. Потом мы решили, что этого делать не надо. Иногда излишняя конкретика, бытовые подробности, привязка к образу конкретного человека тяжелят и даже мешают. Я очень доволен работой Акиньшиной. Вот как сыграть любовь? Мне и самому очень трудно всегда давалось это сыграть. Мы, когда видим человека влюбленного, сразу спрашиваем: Вася, ты что, влюбился? Он краснеет, вдруг замирает. Причем, предмета любви нет даже в поле зрения. Как это сыграть? Здесь, в нашей картине, мне кажется, она есть.

Одну из лучших ролей в фильме блестяще сыграл известный кино и театральный режиссер Дмитрий Астрахан, поставивший около 30 фильмов, но до “Высоцкого” никогда не снимавшийся в кино. Правда, он до конца съемок так и не смог отказаться от основной профессии и иногда Петр Буслов возвращался к своему режиссерскому креслу, наперегонки со своим актером: Астрахан спешил по привычке к монитору, проверить отснятое и сделать свои предложения.

О съемках

  • Грим Сергея Безрукова для   роли Высоцкого  ежедневно занимал 4 часа. Еще полтора часа уходило на то, чтобы его разгримировать. Решение образа Высоцкого – совершенно революционное. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого. Шесть месяцев создавалась  уникальная технология грима для главного героя
  • При съемках фильма использовали раритетные советские объективы - последняя картина, которую такой оптикой снимали, наверное, «Освобождение» Озерова. Под эти объективы расточили современную камеру. Получилась конструкция в 30 кг весом. Все эти килограммы стекла и металла оператор-постановщик Игорь Гринякин надевал на себя и снимал кино. Раритетные объективы дали возможность получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект «ретро без ретро», передать аромат и обаяние времени. Что-то вроде ретро-эффекта, который получил Коппола в «Дракуле».
  • Известный российский репер Баста (Василий Вакуленко) стал автором кавер версии песни Владимира Высоцкого «Райские яблоки», записанной специально для фильма. Вакуленко - один из наиболее востребованных на сегодня российских реп-музыкантов, и его обращение к творчеству Высоцкого выглядит несколько неожиданным. Однако сам музыкант считает, что песни Владимира Семеновича сегодня актуальны ничуть не меньше, чем тридцать лет назад, и относится к его творчеству с огромным уважением.
  • Павильонные съемки в Москве летом 2010 совпали с пиком жары. Были побиты все температурные рекорды, леса горели, в Москве – смог. Ни одна московская группа не снимала, все съемки были остановлены, снимали только группа «Высоцкого». В павильонах от жары перегорели кондиционеры. «Но всех объединил какой-то удивительный творческий запал. Все знали, что делаем фильм про Владимира Семеновича, отношение к нему невероятное, и эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала. Не давала перегореть проводам» ,- вспоминает Буслов.
  • В павильоне снимались сцены в квартире Высоцкого, обставленной аутентичными предметами из обихода поэта, предоставленными музеем Высоцкого на Таганке.
  • Снимали картину в рекордные сроки, а вот подготовительный период занял три года. В поисках подходящей натуры и объектов группа объездила практически весь бывший Союз. Съемки проходили в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. В бывших союзных республиках оказалось легче найти натуру для воссоздания реалий 70-х.
  • Узбекский аэропорт образца 79-го года нашли в Бресте Никита Высоцкий: Там сейчас садится два самолета в неделю. И выглядит аэропорт точно как в конце 70-х – начале 80-х. Его так и не переделали, потому что проект получили одну из последних государственных премий СССР, и стал памятником архитектуры. Там нельзя даже лампочку поменять без согласования со специальной комиссией. И вот в этом аэропорту, нетронутом фрагменте той эпохи, мы и снимали. Когда приняли решение там снимать, в аэропорту очень обрадовались: «сейчас нам тут киношники все отремонтируют!” Но радость была недолгой: ремонт-то сделали в стиле 79-го года. А еще в Белоруссии было трудно с узбеками. Там со всеми трудно- в Белоруссии почти нет иностранцев. Даже на рынке, даже на стройке. А для съемок ведь нужна атмосфера ташкентского аэропорта...
  • В самом Узбекистане кинематографистам тоже пришлось делать ремонт и чинить вентиляцию в Доме культуры в Бухаре, где снимали эпизод концерта Высоцкого, который должен был состояться в июле 79-го, но из-за событий, описанных в фильме, был отменен. В массовке задействовали людей, которые купили тогда билеты, но так и услышали Высоцкого. Более 30 лет спустя, они увидели Высоцкого на сцене. Аплодировали, как живому. Никита Высоцкий: У нас там были смены по 16 часов – и никто из массовки не жаловался, не спрашивал, когда закончим. Для них участие в этой картине было событием. Они видели Высоцкого, который выходил на сцену. Искренне ему хлопали, по семь, по десять дублей. И каждый раз они аплодировали воодушевленно, а на финал песни даже стоя. Приходилось даже просить: спокойнее, тише… То есть они участвовали в этом очень искренне и очень по-настоящему. В зале присутствовало около 800 человек массовки. Каждого из них одевали и гримировали.
  • Екатерина Шапкайц, художник по костюмам: Многие вещи, которые вы увидите на экране, близки современному зрителю: те же джинсы, марлевки. Главная героиня у нас одета вообще очень актуально. Мы не хотели делать из нее цитату из той эпохи, чтобы она была немножко вне времени. Нитку между современным зрителем и тем, что происходит на экране, непременно надо протянуть, что бы ни снимали — Средневековье, войну, чуму. Чаще всего стараешься сделать это через женские образы, через лирических героинь. В данном случае очень удачно, что виток моды пошел на сближение с 70-ми годами. Хотя, сегодняшние вещи все-таки отличаются от аутентичных. Там был живой запах эпохи.
  • Узбекистан оказался раем для костюмеров и реквизиторов. У населения обнаружились не только выходные костюмы и вечерние платья семидесятых, но и, например, старые автомобили, «Волги - ГАЗ-21», сохранившиеся в первозданном виде по гаражам. На некоторых из автомобилей, которые уже много лет как сняты с производства, ни разу не ездили. На руку кинематографистам сыграла привычка местного населения бережно хранить дорогие вещи.
  • Помимо настоящих советских машин в фильме есть настоящий советский самолет «АН-12» 60-х годов выпуска, настоящий «Черный тюльпан», перевозивший из Афганистана в Союз печально известный груз 200. На сегодня все полеты «Ан-12» запрещены, но на момент съемок запрет еще не был введен.
  • Мерседес в фильме – точная копия машины, на которой ездил Высоцкий. Чтобы добиться полной исторической достоверности, продюсеры фильма подняли архивные документы, нашли ПТС машины (паспорт транспортного средства). Узнав VIN код (индивидуальный номер автомобиля), заказали точно такой же автомобиль. При подготовке машины использовались материалы из архива музея Высоцкого, фотографии, свидетельства друзей.
  • Часть съемок проходила в Самарканде, и кадры из Самарканда подмешивали в Бухару. Герои могут идти по улицам Бухары, свернуть за угол, и оказаться в Самарканде. Создатели фильма пошли на это намеренно - хотелось выбрать лучшую натуру, лучшие объекты. А Самарканд – это своего рода Диснейленд средневековья. Тамерлан собрал со всех завоеванных территорий архитекторов и художников – афганских, индийских, персидских, и местных, хорезмских – и они построили абсолютный архитектурный микст. А у городских ворот стояли крашеные масляной краской индийские слоны.

Россия, 2011, 132 мин., цв.

Режиссер: Петр Буслов

Сценарий: Никита Высоцкий

В ролях: Владимир Высоцкий, Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Дмитрий Астрахан, Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Алла Покровская, Шухрат Иргашев

Оператор: Игорь Гринякин

Композитор: Руслан Муратов

Производство Monumental Pictures, ДИРЕКЦИЯ КИНО

Фильм основан на реальных событиях.

Конец 1970-х. Владимир Высоцкий - самый знаменитый человек в СССР, кумир миллионов. Но его силы на исходе. Он измотан, больше не ощущает свой дар, не может  писать стихи. В июле 1979 года во время гастролей в Узбекистане у Владимира Высоцкого происходит остановка сердца... 

В ПРЕСС-РЕЛИЗЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ЕЛЕНЫ СМОЛИНОЙ, ЖУРНАЛ «EMPIRE»

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь