Москва во власти морской стихии. В Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения». Мастерство мариниста организаторы предлагают оценить по-новому, отставив в сторону стереотипы. Кстати, времени и поводов для того, чтобы они сложились, было достаточно. Скажем только, что ещё при жизни художника прошло более 120-ти его персональных выставок. Наш корреспондент побывала на открытии московской экспозиции и выяснила, как же нужно воспринимать хрестоматийные полотна.
Уйти от узкого, снобистского взгляда на Айвазовского – первоочередная задача, которую поставила перед собой Третьяковская галерея. «Салонный», «коммерчески успешный», «однобокий» – с конца XIX века так начинают клеймить великого мариниста.
«Выработал в 40-е годы очень узнаваемую манеру, которую критиковали уже тогда. Продолжая одну и ту же тему, связанную с морем, с ощущением пространства, бесконечностью моря, неба, Айвазовский сделал очень многое для того, чтобы пейзаж из второстепенного, вспомогательного жанра действительно стал ведущим», - прокомментировала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Он был официальным живописцем Главного морского штаба России – должность, которую придумали специально для него. В Европу и Америку его зазывали открывать персональные выставки.
Айвазовский, например, при жизни получил награду от папы римского и золотую медаль Парижской академии художеств. А как к нему относились в его отечестве? Вот лишь один факт: на десятилетие его творчества к нему в Феодосию приплыли шесть военных кораблей во главе с адмиралом Нахимовым. Да, всю свою долгую жизнь с детства и до 82-х он писал море, возле которого родился. Но как писал!
«Когда смотришь на картину "Гондольер на море ночью", то ты эту музыку живописи и музыку, звучавшую в душе художника, ощущаешь физически. Здесь всё полно удивительной тишиной, пронизывающий каждый мазок этой картины. Абсолютная гладь, недвижность воды, не слышно, кажется, даже всплеск весла», - отметила куратор выставки Галина Чурак.
С его морем не скучно, оно везде разное. Ночное, бушующее, Черное, Средиземное, почти прозрачное и томное. Поэтому не по хронологии, а по состоянию моря поделили на разделы эту выставку, генеральный спонсор которой банк ВТБ.
«Когда произносят имя Ивана Айвазовского, хочется встать, потому что создать 6000 оригинальных полотен – это стоит большого труда. И создать такие яркие, пронзительные картины, где иногда люди изображены на грани жизни и смерти», - убеждён вице-президент банка ВТБ Александр Ерофеев.
Не только количеством, но, в первую очередь, качеством решила поразить Третьяковка, собрав отовсюду 120 лучших работ. Да, современники Айвазовского писали: на одно полотно от и до уходило у него два-три часа. Но его плодовитость не сказывалась на уровне картин, к которым сам Айвазовский, кстати, бесконечно придирался.
«Он писал это всё в мастерской, и, соответственно, совершенно непостижимым образом мог держать в своей памяти все эти природные эффекты и с необычайным мастерством, очень тщательно, детально передавать это на холсте», - подчеркнул заведующий отделом комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Юлиан Халтурин.
А может быть, всеми этими девятыми валами, пучинами, бурями и крушениями Иван Айвазовский предвосхищал вершины и бездны ХХ века? Это ещё один «оптический прием» – который предлагает Третьяковка для своей выставки. Тысячи посетителей будут смотреть ее под аккомпанемент шума прибоя.
Источник :tvkultura.ru