29 апреля в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открылась выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр». Проект посвящен многогранному наследию одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века.
«Кустодиев создавал мир, который не казался историей про смотрящего в прошлое в прямом смысле, а мифический мир. Он не зря называл его "Страной Кустодией", городом "Кустодьевском", в которой он поселял свои русские типы. Поэтому в этом всём была сказка, магия карусели в выходной день, ёлочного торга, базара, праздника», – сказала журналистам генеральный директор по выставочной деятельности Государственной Третьяковской галереи Дарья Парфененко.

Экспозиция объединяет около 180 работ художника из крупнейших музеев России и Белоруссии, а также частных собраний. Среди них – известнейшие полотна мастера, такие как «Красавица» и «Масленица» из коллекции Третьяковской галереи и «Купчиха за чаем» из фондов Русского музея. Посетители также увидят «Портрет Шаляпина» и одну из последних картин Кустодиева «Русская Венера», созданную на обороте его более раннего произведения «На террасе».
Выставка охватывает все направления творчества Кустодиева, знакомя с важнейшими живописными, графическими и скульптурными произведениями мастера. Через них можно проследить эволюцию художественного языка автора, известного красочными жанровыми сценами и любовью к русской культуре.
«Неслучайно его называли "русским Рубенсом". Он приближается к тому идеалу, который мыслился русским народом. Почему именно такая крупная? Потому что крупная женщина воспринималась как здоровая женщина, которая может выполнить любой труд, любое ей по плечу», – говорила на пресс-показе куратор выставки, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ольга Атрощенко.
Открывает экспозицию раздел, посвященный семье художника. Здесь представлены портреты детей мастера и его жены, Юлии Кустодиевой, которая была не только спутницей жизни живописца, но и музой. Во многих работах прослеживается ее образ, ставший воплощением женственности и гармонии. Кустодиев запечатлевал жену с особой любовью, стремясь передать ее внутренний свет, мягкость и утонченность.
Следующая часть выставки, «Страна Кустодия», посвящена миру полотен художника – фантазийному, театральному, но наполненному подлинной любовью к народной жизни. На его картинах оживают шумные улицы, нарядные заснеженные ярмарки и уютные уголки старинных городов. Отдельное место здесь занимают работы из цикла «Русские типы», где художник воспевает жизнерадостных русских красавиц.
Особое внимание также уделено сценографическому наследию Бориса Кустодиева. В разделе «Театр» впервые практически в полном составе представлены эскизы к спектаклю «Блоха» по рассказу Николая Лескова. Эти работы стали одной из вершин театральной деятельности мастера. Сочетая традиционные мотивы и декоративность с авангардными художественными решениями, экспериментируя с формой, ритмом и цветом, художник сумел передать атмосферу и особую выразительность народного балаганного действа.
Погрузиться в творчество Бориса Кустодиева и получить новый опыт знакомства с его искусством помогают технологии Сбера, генерального партнера проекта. Посетители музея узнают интересные детали и факты о произведениях мастера благодаря AR-гиду, воплощенному в собирательном образе кустодиевской купчихи. Выставку дополняют аудиоэффекты, созданные искусственным интеллектом специально для проекта на основе картин художника. Кроме того, гостям выставки доступна онлайн-фотозона – с помощью нейросети Kandinsky каждый желающий сможет оказаться на одном из знаменитых полотен Бориса Кустодиева и стать частью его колоритной вселенной.
Выставка продлится до 28 сентября.
Сведана Юрьева.
Фото – Юрия Покровского.
