XXXII Церемония вручения Первой театральной премии «Хрустальная Турандот»

Новости

XXXII Церемония вручения Первой театральной премии «Хрустальная Турандот»

XXXII Церемония вручения Первой театральной премии «Хрустальная Турандот»

Лучший театр страны – Вахтанговский на Арбате -  в очередной раз распахнул свои двери и предоставил сцену для церемонии вручения самой главной театральной премии страны. Награды в номинациях: «За лучший дебют», «За лучшую мужскую роль», «За лучшую сценографию», «За лучшую режиссуру», «Лучший спектакль сезона» получали  лучшие театральные премьеры сезона 2022–2023 гг. В этот раз на церемонии не вручалась премия в номинации «За лучшую женскую роль».

«Хрустальная Турандот» была учреждена в 1991 году.  Название премия получила в честь спектакля Театра имени Вахтангова по сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Первая премия была вручена 25 мая 1991 года, ее лауреатом стала исполнительница роли Турандот в вахтанговской постановке, народная артистка СССР Юлия Борисова. Лауреатами премии становились: Олег Ефремов, Юрий Любимов, Олег Табаков, Марк Захаров, Петр Фоменко, Инна Чурикова, Евгений Миронов, Сергей Маковецкий и другие актеры, режиссеры и художники.

Церемония вручения премии «Хрустальная Турандот» прошла  при поддержке Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. Приз от СНГ в единственной номинации, лауреат которой известен заранее - «За честь, достоинство и служение зрителю» был в торжественной обстановке вручен узбекскому актеру и режиссеру Рустаму Сагдуллаеву, прославившемуся ролью Ромео в художественном фильме «В бой идут одни „старики“».

«Горячий вам, самый горячий, 45-градусный большой привет из Ташкента. Мечтал попасть в этот легендарный театр, посмотреть на корифеев российского театра и кино. Судьба подарила мне честь получить эту фантастическую награду, о которой я никогда не мечтал. Это не только моя награда, это награда моей республики, моего Ташкента, моих наставников», - эмоционально приветствовал заполненный зал седовласый красавец и «любимец всех женщин Советского Союза» Рустам Сагдуллаев.

А началась церемония со слов основателя премии, режиссера и продюсера Бориса Беленького: «Сегодня настоящий праздник. Сегодня действительно международный день гармонии. И еще есть один праздник - он называется у нас в России Днем медика. В качестве почетных гостей сегодня здесь медработники… Давайте сегодня на нашем празднике зажигать свет во имя искусства».  Роль Турандот в этом году исполняла невероятно красивая, лучезарная и эрудированная (как же она классно читала стихи) молодая мама Лиза Арзамасова. Помогал ей вести церемонию «Очарованный  зритель» в исполнении ведущего артиста Московского театра оперетты Александра Бабика.

Награду за лучший дебют получила (вручала Анна Чиповская)  студентка  Театрального института имени Бориса Щукина Полина Рафеева за  главную роль в спектакле Театра имени Вахтангова «Варшавская мелодия».  «Я хотела бы высказать бесконечную благодарность моим педагогам, людям, которые в меня всегда верили, продолжают верить каждый день. Я хочу сказать спасибо тем, благодаря кому я имею честь стоять на этой сцене, получить эту премию. Ничего бы не случилось без самых главных людей в моей жизни - это мои родители», - с теплотой  в душе и сердце обратилась со сцены к залу номинантка. И под бурные овации собравшихся самолично передала букет и статуэтку своей маме, которая пришла поддержать дочь на церемонии, и убежала на Симоновскую сцену играть спектакль.

«Хрустальную Турандот» за лучшую сценографию получил Александр Боровский, оформивший спектакль «Лабарданс» в Студии театрального искусства (СТИ). По уважительной причине лауреат не смог лично получить награду -  за него это сделал художественный руководитель СТИ Сергей Женовач, получивший статуэтку из рук Радионова Дмитрия Викторовича. «Хочу сказать, что я счастливый режиссер, потому что я нашел своего художника, которого я люблю, которым восхищаюсь. Он не просто художник. Он выдумывает сценическую реальность, которую только он чувствует и понимает», - сказал Женовач и обещал передать награду лауреату – все поверили.

Обладателем награды в номинации «Лучшая мужская роль» стал Александр Олешко, блистательно исполнивший Павла I в одноименном спектакле театра имени Вахтангова.  И вот тут и началось противостояние в «актерстве и импровизации»: награду актеру вручали Александр Ширвиндт и Нонна Гришаева.  Начал старейшина: «Я пришел, потому что Александр Владимирович Олешко - мой ученик. Я пришел, потому что театральное училище имени Щукина - лучшее учебно-театральное заведение. Он мой любимый ученик, потом он был моим коллегой по Театру сатиры, сейчас он мой коллега и партнер по сцене, мы вместе играем в спектакле». Затем блистательно исполнила песенное соло художественный руководитель Московского государственного театра «Роста» Нонна Валентиновна.  Олешко ответил сначала словами: «Уже 28 или уже даже 30 лет назад, в студенчестве, у меня была роль на юбилейном вечере Михаила Александровича Ульянова. Я должен был Юлию Константиновну Борисову - нашу великую Турандот - через темное закулисье провести на точку, потом свет на нее, и она выбегала на сцену в образе Турандот. А сейчас Турандот в моих руках».  А  затем и песней «Есть только миг», которую «попутно» посвятил недавнему юбиляру Борису Беленькому.

Режиссер постановки «Любовь по Маркесу» Егор Перегудов стал обладателем премии в номинации «За лучшую режиссуру». При вручении этой статуэтки произошел казус: ни его Высочество «Хрустальная Турандот», ни ее помощник, ни ведущий церемонии не могли понять, или делали вид, кто вышел поздравлять лауреата. Зрители в зале по голосу сразу определили Игоря Костолевского и Ольгу Прокофьеву – но какой же уникальный грим им был «наложен» специалистами. Они исполнили отрывок из того самого спектакля, а Егор Перегудов  получив награду, рассказал как на гастролях самая популярная пара маяковцев буквально «заставляла» режиссера с ними репетировать Маркеса.

Лучшим спектаклем прошедшего сезона был признан  «Генерал и его семья», поставленный в Театре Вахтангова по историческому роману Тимура Кибирова. На сцену вышли участники спектакля во главе с режиссером Светланой Земляковой – награду вручала Елена Камбурова. «Спасибо, прежде всего театру, который сделал все, чтобы наш спектакль состоялся. Спасибо Тимуру Кимбирову за этот роман, который пробуждает много разных размышлений, переживаний. С ним существуешь в диалоге. Спасибо, что заметили наш спектакль», - «отрапортовала» режиссер лучшего спектакля, по мнению жюри Премии.

Ну и,  наверное, самая важная часть церемонии: специальный приз «Хрустальная Турандот» достался коллективу театра Вахтангова за создание проекта «Вахтангов. Путь домой». Родовой дом Евгения Вахтангова во Владикавказе восстановлен по инициативе театра, работы продолжались почти 2,5 года. Вахтанговцы, которые находится в Москве, а не в Омске, где проходят большие гастроли театра, на сцене собственного театра получили точно уж самую главную награду в истории коллектива. Максим Обрезков, главный художник театра имени Вахтангова, и один из непосредственных участников восстановления дома Евгения Вахтангова во Владикавказе,  принял статуэтку из рук худрука театра имени Пушкина Евгения Писарева.  

За музыкальную составляющую вечера отвечал коллектив джазовых музыкантов Вадима Эйленкрига и советско-армянско-российская певица Мариам Мерабова, обладательница потрясающего  меццо-сопрано.

Тридцать третья Премия «Хрустальная Турандот» уже не за горами.

Сабадаш Владимир.

Фото – Сергей Виноградов.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь