«Для русских и американов - термоядерный Темирканов!» Так писал Андрей Вознесенский о Гении музыки и Мастере дирижёрской палочки Юрие Темирканове. Его друг и соратник Юрий Башмет концертную программу VI Зимнего Международного фестиваля искусств открыл выступлением объединенного оркестра двух столиц. Музыканты «Новой России» и Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии посвятили этот концерт памяти Юрия Темирканова.
Уникальный концерт «Оркестр двух столиц. Москва - Санкт-Петербург» впервые в истории объединил сразу два ведущих симфонических коллектива России, которые в свою очередь «открыли музыкальный мост между городами» в Зале Чайковского на Маяковке.
«Мы жили в разных городах, поэтому ежедневных каких-то встреч у нас быть, к сожалению, не могло. Встречались и общались мы обычно во время гастролей. Жаль, что он так и не успел продирижировать моим коллективом «Новая Россия» - обещал приехать, но в силу обстоятельств не получилось. Поэтому этот концерт - дань памяти моего друга», - вспоминал Юрий Башмет о теске Темирканове перед эксклюзивным концертом. Он признался, что волнуется перед премьерой, так как «у оркестра Петербургской филармонии есть свои традиции исполнения произведений», но считает, что «общая тональность сумеет всех объединить».
И судя по продолжительным овациям заполненного зала «объединение» случилось – чарующие звуки, «созданные» мастерами своего дела двух столичных оркестров, буквально «обаяли» слушателей, вызвав слезы умиления у некоторых из них.
В фойе зала Чайковского гостей встретила фотовыставка, напоминающая о личности и творческой жизни выдающегося дирижера современности Юрия Темирканова. Два больших коллектива соединились в один, чтобы почтить Память МАСТЕРА.
В программе концерта-реквиема - сочинения двух русских гениев, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, композиторов, которые привлекали не только Юрия Темирканова, но и его друга-соратника - маэстро Башмета. Прозвучали два шедевра, посвященных шекспировским влюбленным, две «Ромео и Джульетты»: увертюра-фантазия Чайковского и сюита из одноименного балета Прокофьева. Завершился концерт знаменитой «Патетической» симфонией № 6 П.И. Чайковского.
Что бы слушателю и зрителю легче было ориентироваться «кто есть кто», музыканты оркестра «Новая Россия» вышли на сцену в черных рубашках, а гости из Северной Пальмиры – во фраках. «Юрий Хатуевич считал и считает, что выход на сцену – это особое состояние. И независимо от погоды, влажности и метеоусловий музыкант нашего оркестра должны быть в таком виде. Я считаю, что это прекрасная школа», - поделился с журналистами концертмейстер Заслуженного коллектива России симфонического оркестра Петербургской филармонии Лев Клычков.
Моя соседка по партеру зала Чайковского очаровательная и несравненная Виктория приехала на уникальный концерт с берегов Волги и «ответила» за весь Саратов: «Это были незабываемо!».
Зимний фестиваль искусств в Москве продлится до девятого февраля.
Владимир Сабадаш.
Фото – Юрия Покровского.