«Замечательный концерт. Оркестр передал прекрасное настроение симфонии. Воспроизводились и ноты глубокой драмы и радости, мелодия, доходящая до самого сердца. Дирижер Димитрис Ботинис был как всегда великолепен, оркестр подарил нам незабываемый вечер» - так прокомментировала музыкальный вечер одна из гостей Зарядья.
26 апреля в 20:00 МГАСО и маэстро Димитрис Ботинис представил в Зале Зарядье Симфония № 6. Густава Малера.
«Фигура Малера, его личность, творчество, и все что в целом можно назвать его духом, стали за последние годы своего рода художественной доминантой в моей жизни. Его музыка - ни на что не похожая вселенная со своим образным миром, правилами и механизмами развития, притягивает все больше и сильнее, чем ближе к ней оказываетесь. Это высокое и сложное искусство, требующее вдумчивого погружения, как исполнителя, так и слушателя. К счастью, духовное вознаграждение за этот труд очень щедрое! Как писал сам композитор - “Нужно просто принести с собой уши и сердце и - тоже не последнее дело - добровольно отдаться рапсоду. Какой-то остаток мистерии есть всегда даже для самого автора!”», - говорит о Маэстро Димитрис Ботинис.
Малер – выдающийся австрийский композитор конца XIX - начала XX века, претворивший принципы симфонизма Бетховена, Шуберта и Брамса в своем собственном стиле монументальных музыкальных полотен.
«Моя Шестая задаст загадки, к которым осмелится подойти лишь то поколение, которое вобрало в себя и переварило мои первые пять симфоний», – писал Малер музыкальному критику Рихарду Шпехту.
Шестая симфония – это не только средняя часть инструментальной симфонической трилогии первой половины 1900-х годов, включающей симфонии с Пятой по Седьмую, но и центр симфонического творчества Малера в целом, центральная ось всех его симфоний. Шестая остаётся единственной симфонией Малера, которая завершается мрачным, а не победным или просветлённым финалом, как все остальные. Сам Малер назвал её «Трагической».
Симфония создавалась в самые благополучные для Малера годы. Возглавляемая им Венская опера переживала один из лучших периодов в своей истории. Гармония царила в отношениях с коллегами и публикой. Ничто не омрачало и семейного счастья (в период работы над симфонией родилась вторая дочь Малера Анна).
В это самое время Малер задаётся вопросом: может ли человек усилиями своей воли противостоять судьбе? Достанет ли ему душевных сил на это? Ответ, который даёт симфония, развеивает все иллюзии. Крушение надежд на пороге свершения, неизбежность трагического конца – вот идея Шестой симфонии.
Формально Пятая, Шестая и Седьмая симфонии образуют трилогию, а Шестая является центральной осью симфонического творчества Малера. Шестая симфония открыла для композитора новый этап творческого поиска, которым он занимался в течение двух летних каникул 1903 и 1904 гг. на берегу озера в Каринтии. И хотя сам Композитор часто называл Шестую симфонию «Трагической», официально этого названия от создателя партитура так и не получила.
Музыка симфонии не пессимистична – это история отчаянной борьбы. Симфония стала выражением творческого «я» композитора.
26 апреля Шестая симфония прозвучала в дирижерской интерпретации горячего поклонника Густава Малера Димитриса Ботиниса.
Шестая симфония в Зале Зарядье в исполнении МГАСО стала для слушателей, заполнивших один из лучших концертных залов страны, незабываемым событием, предваряющим майские праздники.
Наталья Логинова.
Фото - Ольга Коляго