Бессмертная трагикомедия Михаила Афанасьевича Булгакова «Зойкина квартира» в постановке классика МХАТа, поистине Народного Артиста, режиссера и профессора Всеволода Николаевича Шиловского – это «чисто конкретная классика» исполненная учениками МАСТЕРА, в которой с трепетом отнеслись буквально к каждой букве отечественного живописца художественного слова.
Классическая сценография от режиссера Шиловского, безупречно «поданный» текст Булгакова, великолепная актерская игра – это и есть «Зойкина квартира» в театре-стадии на Петровке: качественная постановка, ни одного лишнего движения, слова, паузы, ни секунды не булгаковского времени.
Практически в каждом актерском движении и в каждой реплике чувствуется рука Мастера, ни коим образом не искажающая классику, только пoдчеркивая характеры герoев, которые и задают тoн спектаклю. «Декoрации перенoсят нас в Москву лет на стo назад, кoстюмы герoев очень тoчно oтражают их сoциальный статус и пoлoжение в oбществе, музыка задает нужный фoн, а каждый актер вкладывается в свoю рoль с максимальной oтдачей» - так это выглядит, если писать буквами в ХХI веке.
Главная героиня Зоя Пельц (Ирина Гоголадзе / Мадина Дасаева / Юлия Латышева) живет в шикарной шестикомнатной квартире с горничной Манюшкой (восхитительная Виктория Пархоменко) которую выдает за племянницу. Пельц решает организовать дом свиданий под видом пошивочной мастерской и тем самым не только отстоять жилье, но и заработать на отъезд в Париж, где, как она считает, ее ожидает лучшая жизнь с дворянином Павлом Федоровичем Обольяниновым (невообразимый Константин Хромушкин). Администратором заведения Зоя назначает «друга юности» шулера и проходимца Александр Аметистов (многогранный Глеб Гузей).
Публичное заведение процветает благодаря покровительству главного клиента Бориса Семеновича Гусь-Ремонтного (харизматичный Александр Гурьянов), являющегося коммерческим директором треста тугоплавких металлов. Он «сорит деньгами» и проводит время в компании манекенщиц: страстной Мымры, милой Лизоньки и обворожительной мадам Ивановой (Мадина Дасаева / Вита Каримова, Арина Коренец, Евгения Ядрец). А покорившая сердце Гуся Алла Вадимовна (Татьяна Дербенева) не испытывает к нему ответных чувств, она хочет уехать в Париж, где ее ждет любимый мужчина. Такова как говориться «фактура» постановки.
Эффектно, с помощью минимума декораций, а только благодаря игре света, яркая Зойкина квартира молниеносно превращается в прачечную китайца Газолина, подпольно торгующего наркотиками. Трудолюбивая, исполнительная и добрая девушка Манюшка (в другом составе - Юлия Ткач) - нравится помощнику наркоторговца молодому китайцу Херувиму. И чтобы увести любимую девушку он и решается на безрассудный поступок, который в буквальном смысле слова «закрывает» подпольное «Ателье», она же «Зойкина квартира».
Добавляют антуражу булгаковской правдивости артисты: Елисей Смолин, Александр Лавров, Сергей Лаврентьев и Никита Шилкин.
Режиссер Всеволод Шиловский выбрал открытую концовку без сцены ареста. У Михаила Булгакова было несколько вариантов окончания «Зойкиной квартиры». Спектакль же завершается на том, что все действующие лица по очереди покидают квартиру и прощаются с ней…как и со своими мечтами и иллюзиями.
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба театра-студии Шиловского.