15 февраля 2016 г. открылся трехдневный Международный Конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в Университете управления "ТИСБИ". Конгресс объединил свыше 250-ти ученых, педагогов, дефектологов, психологов, представителей общественных организаций, людей с ОВЗ из 28 городов России, также из зарубежья: Великобритании, Германии, США, Франции.
Открыл пленарное заседание гимн Университета управления «ТИСБИ». За ним последовала песня «Здравствуй, Россия» в исполнении Александра Шарова, студента факультета «Эстрадного вокала» Института Современного Искусства.
На пленарном заседании прозвучало видеообращение заместителя министра образования и науки России Вениамина Каганова, который сделал акцент на новых образовательных стандартах для детей с инвалидностью и на создании условий для совершенствования базы. Тему инклюзии продолжил министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов. Он отметил, что важное внимание в обучении людей с ограниченными возможностями здоровья уделяется учителям и их профессиональной подготовке.
Энгель Фаттахов сказал, что проведение данного международного Конгресса свидетельствует о том, что наше общество становится зрелым, несмотря на все трудности. Сегодня мы все чаще говорим о развитии инклюзивного образования, понимая, что оно поможет открыть неограниченные возможности получения образования.
Также о программе «Доступная среда» рассказала министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова. Она обратилась к вопросам организации безбарьерной среды.
Идею создания в России специальных ресурсных центров в области профессионального инклюзивного образования описал первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин. Инклюзивное и коррекционное образование должны сосуществовать вместе.
Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе отметил, что на прошедшей сессии Генеральной Ассамблеи ООН одна из тем была посвящена качеству образования, и поддержка инклюзии как формы доступного образования вне зависимости от ограничений по статусу или здоровью – одна из первостепенных задач ЮНЕСКО.
Значимость практической стороны Конгресса подчеркнула ректор Университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс: «На Конгрессе мы стараемся уделять больше внимания мастер-классам, их проводят люди с высокой квалификацией».
О 20-летнем вкладе Университета управления «ТИСБИ» в развитие инклюзивного образования рассказала заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова . Реализовано много проектов и сегодня «ТИСБИ» является федеральной инновационной площадкой по инклюзивному образованию».
Координатор методической подготовки школ Ори Каунти (Южная Королина, США) Сай Гилбертописал вспомогательные технологии в инклюзивном образовании и их преимущества: «Технологии могут стать отличными помощниками для лиц с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, благодаря портативному синтезатору речи студент может задавать и отвечать на вопросы в обычном режиме, тогда как ранее для этого создавались отдельные классы с сурдопереводчиком. Также среди преимуществ можно отметить вовлечение студентов в активное обучение, повышение самооценки, увеличение производительности и улучшение качества жизни».