Каждый хочет любви. Это простое утверждение за миллионы лет стало главной физической и моральной целью самого Человека. Одни готовы любить через слезы, боль и страдания, а другие боятся обжигаться об это прекрасное и мучительное чувство. Мы все чего-то боимся, но стоит ли бояться любви?
Уже сам сюжет этой трагичной комедии небанален и идет вразрез со всеми существующими шаблонами любых пьес. Вопреки всем законам, эта история начинается для влюбленных не с испытаний, преград или вражды родственников, а, наоборот, с самой благополучной ситуации из всех, что возможно придумать: барон, отец Пердикана, представьте себе, ХОЧЕТ, чтобы сын женился на своей возлюбленной кузине Камилле! Казалось бы, что все, абсолютно все в этой истории должно сложиться хорошо, но есть одно «но». Девушка провела одиннадцать лет своей жизни в монастыре, в который частенько возвращались те, кто успел пострадать из-за любви, и сердце Камиллы насквозь пропитано несчастными историями тех, на чьем сердце навеки остались шрамы. Молодая кузина не может внять просьбам Пердикана и гонится за двумя зайцами: она жаждет этого чувства, но еще сильнее боится той боли, которую любимый мог бы ей причинить.
Режиссер Игорь Неведров «надел» на каждого из героев кокон, в границах которого он существует морально и физически. И если у барона или, например, священника этот «кокон» сохраняется на протяжении всей постановки, то у Пердикана и Камиллы эта оболочка начинает слетать, как только девушка понимает, что она, действительно, любит, а Пердикан- что его половинка не готова обрекать свою душу на возможные страдания. Этот контраст в буквальном смысле виден зрителю: из героев капля за каплей выливается то отчаяние, с которым они так стремительно желают броситься в омут. Актерская работа безупречна у всех без исключения. Это редкость, когда артисты ТАК точно чувствуют общую стилистику спектакля и специфику каждого из персонажей. Дуэт Камилла и Пердикан (Анастасия Якушева и Степан Лапин)- пылающее «ядро» всего действа, от бешеных импульсов которого зрителей со страшной силой бросает то в жар, то в холод. «Ядро», которое не оставляет шансов не влюбиться в ребят, как в актеров.
Сценическое оформление постановки- это отдельный спектакль, начиная от декораций и заканчивая светом. Художнику по костюмам Елене Предводителевой удалось создать костюмы «на грани»: нет сумасшествия, но на предметах одежды каждого из персонажей изображены те античные фигуры, которые выдают героев «с головой». То же самое и в декорациях, и в свете: они добавляют действиям героев динамики, доводят до «точки кипения», как, например, провода, которые в руках персонажей превращаются то в качели, то в связующую нить. На сцене не остается «ружей», которые «не выстрелили».
Через всю постановку небольшими фрагментами проходит история из диалога Платона «Пир», в которой рассказывается об андрогинах, о том, как появилась мысль о двух половинках и существование человеческого влечения. На фоне простой и понятной легенды о природном инстинкте, сомнения главной героини кажутся еще более абсурдными, странными и страшными. Страшными потому, что к финалу спектакля зрители понимают, что бояться пострадать от любви- это, действительно, страшно.
Авангардная гротесковая комедия превращается в трагедию. Трагедию, в которой не виновны конкретные личности, а виновны лишь страх и предубеждения. Именно они и становятся единственной преградой на пути к любви. Абсурдная история и кричащая постановка, которая к финалу превращается в огромное «зеркало» для всех зрителей. Посмотреть в него определенно стоит.
Автор статьи - Мария Наумова для онлайн-журнала «Типичная Москва» - https://typical-moscow.ru/lyubovyu-shutyat-komediya-tragedii-scene-teatra-romana-viktyuka/