В разгар сезона питчингов Фонда кино и министерства культуры аналитическое издание «Бюллетень кинопрокатчика» составило первый независимый рейтинг российских кинопродюсеров, который учитывает их достижения за последние несколько лет.
МЕТОДОЛОГИЯ
Подсчеты велись по семи ключевым критериям оценки деятельности продюсера. Ими стали соотношение сборов и бюджета каждого проекта, размер бюджетов, уровень полученной господдержки, зарубежный прокат, фестивальные награды и кинопремии, уровень медийности и работа с дистрибьютором. Вспомогательным инструментом стало количество картин, над которыми продюсер работал в 2010–2019 годах. Продюсеры, сделавшие за этот период меньше четырех фильмов, в рейтинг не попали.
Рейтинг учитывает только полнометражные проекты, которые вышли в прокат, на ОТТ-платформах или ТВ в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2019 года. Фильмы, снятые специально для ТВ, в расчет не брались.
Подробно остановимся на каждом из критериев.
Самым важным критерием для суммы баллов стало отношение сборов проекта к его производственному бюджету. Для оценки бюджета мы использовали цифры, опубликованные на сайте Фонда кино, а также другие открытые источники (это особенно характерно для фильмов, снятых ранее 2015 года). Если картина собрала меньше своего бюджета, то продюсер не получал за нее баллы. За проекты, собравшие на 25% больше бюджета, начислялся 1 балл. На 25–50% – 3 бала, если касса превысила затраты на производство на 50–75% – 5 баллов, на 75–100% – 7 баллов, на 100–125% – 9 баллов. Картины, собравшие на 125–150% больше своего бюджета, получали 11 баллов, на 150–175% – 13 баллов, на 175–200% – 15 баллов. Наибольшее количество баллов (20) шло в зачет фильмам, которым удалось собрать в прокате три своих бюджета (300%) – за каждый из них продюсер получал 20 баллов.
Размер бюджетов. За каждый фильм с бюджетом до 100 млн рублей продюсер получал 1 балл, стоимостью 100–250 млн рублей – 3 балла, 250–400 млн – 5 баллов, 400–600 млн – 7 баллов и свыше 600 млн – 10 баллов.
Уровень полученной господдержки. Если государство выделило фильму от 1 млн до 100 млн рублей, он получал 1 балл, от 100 млн до 200 млн – 2 балла, 200–300 млн – 3 балла, до 300–400 млн – 4 балла и, наконец, 400+ млн – 5 баллов. В этой категории учитывались только фильмы, созданные позднее 2014 года – то есть проекты, по которым Фонд кино и министерство культуры раскрыли данные в прошлом году.
Зарубежный прокат. Учитывались фильмы, выходившие в кинотеатральный прокат за пределами СНГ. Если проект побывал на 1–5 зарубежных рынках, он получал 1 балл, на 6–10 рынках – 3 балла, если рынков было больше 10, то мы начисляли фильму 5 баллов.
Фестивальные награды и кинопремии. По 1 баллу записывали на свой счет фильмы, который участвовали в конкурсе «Кинотавра», получили номинацию в категории «Лучший фильм» на «Золотом орле» или «Нике». Любой приз «Кинотавра», кроме главного, а также награды «Золотой орел» или «Ника» в категории «Лучший фильм» оценивались в 3 балла. 5 баллов фильму начислялись за главный приз «Кинотавра», участие в конкурсе международного кинофестиваля класса А, кроме смотров в Каннах, Берлине и Венеции, а также за номинации на зарубежные премии, кроме «Оскара», «Золотого глобуса» и наград BAFTA. 7 баллов доставались картинам за участие в конкурсе Канн (включая программу «Особый взгляд»), Берлина (с «Панорамой») и Венеции (с «Горизонтами»), а также получившие номинацию на «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA или победившие в номинации «Лучший иностранный фильм» на других зарубежных премиях. Также 7 баллов шли проектам, удостоенным награды на фестивалях класса A. 10 баллов мы начислили картинам, получившим официальные призы фестивалей «большой тройки», премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
Работа с дистрибьютором. Если картину прокатывала компания, входящая в топ-5 дистрибьюторов (по состоянию на год выход фильма в прокат), то она получала 3 балла. Во всех остальных случаях баллы не начислялись. Фильмы, не добравшиеся до кинотеатрального проката, также не получали ничего.
Медийность. Уровень медийности продюсера оценивался с помощью WordStat – то есть по количеству запросов имени в «Яндексе». За каждую тысячу запросов продюсер получал 1 балл. Максимальный показатель в этом разделе – 10 баллов. То есть если запросов было больше 10 тысяч, на количестве баллов это не сказывалось.
Получившаяся сумма баллов указывает на степень влиятельности каждого продюсера лишь отчасти. Куда больше она отражает его активность – в верхней части таблицы оказывались профессионалы, которые за десятилетие приложили руку к максимальному числу проектов. При этом уровень успешности фильмов оказался вторичен. Чтобы сгладить дисбаланс (ведь можно за десятилетие сделать пару десятков среднебюджетных картин, вяло прошедших в прокате, а можно четыре, но каждая из которых стала большим национальным хитом – и во втором случае вес продюсера может быть выше), мы ввели дополнительный критерий – коэффициент успешности, который учитывает эффективность работы продюсера на один усредненный фильм. Сначала общую сумму баллов, набранную каждым продюсером, мы разделили на количество его проектов. Возьмем, например, кейс Эдуарда Илояна и его партнеров по компании Yellow, Black and White. Сумма баллов, набранная ими, равна 318, количество проектов – 20. Получившийся коэффициент – 15,9. У находящегося по соседству тандема Михаил Врубель – Александр Андрющенко этот коэффициент был равен 20
(100 баллов делим на 5 проектов). То есть на сей раз преимущество получали продюсеры, снявшие относительно небольшое количество картин. Чтобы нивелировать эту разницу и уравновесить показатели, к полученной цифре мы приплюсовали 30% от числа проектов, к которым приложил руку тот или иной продюсер. Таким образом, коэффициент успешности Эдуарда Илояна составляет 21,9 (15,9 + 20 х 30%), а в нашем рейтинге он занимает четырнадцатое место.
Аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» в полной мере осознают, что подобная методика несовершенна (как, впрочем, и любой другой рейтинг), но довольно корректно отражает расклад сил в индустрии. К тому же она справедливо оценивает как труд тех продюсеров, работавших в уходящем десятилетии над ограниченным числом крупных проектов, так и тех, кто предпочитал делать «быстрые» фильмы с небольшими бюджетами.
ТОП-50: ГЛАВНЫЕ РОССИЙСКИЕ КИНОПРОДЮСЕРЫ В 2010–2019 ГОДАХ (ПО ВЕРСИИ «БЮЛЛЕТЕНЯ КИНОПРОКАТЧИКА»)
№№ п/п Продюсер Количество проектов Коэффициент успешности Сумма баллов Медийность (WordStat) Работа с бюджетом Работа с дистрибьютором Зарубежный прокат Размер полученной господдержки Фестивальные и наградные успехи Отношение бокс-офиса фильма к его бюджету
ПОБЕДИТЕЛИ
В итоге и по сумме баллов, и по коэффициенту успешности в лидеры выбился Тимур Бекмамбетов. С 2010 по 2019 год он работал над 33 проектами. Основными поставщиками баллов Бекмамбетова стали фильмы франшиза ЕЛКИ, а также комедии Жоры Крыжовникова ГОРЬКО!, ГОРЬКО! 2 и САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ. Из 607 баллов эти картины принесли в копилку главы Bazelevs более трети (269). Каждый из этих проектов (кроме ЕЛОК ЛОХМАТЫХ) собирал в прокате больше трех своих бюджетов. При этом и по многим другим показателям Бекмамбетов заметно выделяется – например, по уровню медийности у него максимально возможный балл. Также с большим отрывом он лидирует по числу фильмов, вышедших на максимальном количестве зарубежных территорий: ХАРДКОР, УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ, ПРЕЗИДЕНТ ЛИНКОЛЬН. ОХОТНИК НА ВАМПИРОВ, ФАНТОМ и ПОИСК прокатывались на числе рынков, заметно превышающих 10. За работу с бюджетом (то есть по количеству дорогих проектов) этот продюсер по сумме баллов на втором месте, уступая лишь Сергею Сельянову. Но у главы СТВ почти в два раза больше картин. Логичным образом Тимур Бекмамбетов получает совсем немного баллов за фестивальные награды и кинопремии, однако и они имеются: комедия ГОРЬКО! номинировалась на «Золотого орла» и «Нику», ВРЕМЯ ПЕРВЫХ – на «Золотого орла», ПОИСК – на премию Saturn, а также этот фильм участвовал в конкурсе «Сандэнса», PROFILE был включен в программу Берлинале «Панорама».
На втором месте расположился генеральный директор телеканала «Россия 1» Антон Златопольский. На его счету 14 проектов, которые принесли ему 326 баллов. Понятно, что основной фронт работ Златопольского – медиаподдержка проектов холдингом ВГТРК. Однако не можем не отметить его продюсерское чутье. Потому что медиахолдинг так или иначе поддерживал большое количество фильмов, но именно проекты с подписью Златопольского в основной своей массе становились главными прокатными хитами. Интересно, что этот продюсер не занял первое место ни по одному из критериев в отдельности. Высшие позиции – второе место по размеру бюджетов и третья строчка по размеру полученной господдержки. Главными проектами с точки зрения окупаемости в фильмографии Златопольского стали ЛЕГЕНДА № 17, ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ и Т-34, собравшие больше трех своих бюджетов каждый. Последние два входят в топ-3 самых кассовых отечественных фильмов. Нельзя также не отметить проекты ПРИТЯЖЕНИЕ и ЭКИПАЖ, которые были не только коммерчески успешны, но и вышли на нескольких зарубежных территориях, а ЭКИПАЖ еще и стал одним из лидеров по уровню господдержки. Среди наградных успехов Златопольского можно отметить победы на «Золотом орле» ЛЕГЕНДЫ № 17 и САЛЮТА-7.
Руководитель компании СТВ, соучредитель студии анимационного кино «Мельница», а также совладелец прокатной компании «Наше кино» Сергей Сельянов получает бронзу нашего чарта. Сельянов – абсолютный рекордсмен по количеству фильмов за неполные десять лет (58), также он стал вторым по набранным баллам (563). Однако по коэффициенту успешности он уступил 0,4 балла Антону Златопольскому. Во многом это связано с тем, что Сельянов является разносторонним продюсером и вкладывается не только в крупнобюджетные проекты, но и в дебюты, и в фестивальное кино, которые не всегда становятся успешными в прокате. Почти половину набранных Сельяновым баллов (271) ему принесли анимационные работы студии «Мельница», каждая из которых смогла троекратно отбить свой бюджет в кинотеатрах. К слову, благодаря франшизам ТРИ БОГАТЫРЯ и ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК на седьмое место нашей таблицы удалось подняться еще одному основателю петербургской мультипликационной студии, Александру Боярскому. Помимо анимации, среди работ Сельянова собрать три своих бюджета удалось лишь одному фильму – О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ. Ранее мы уже отмечали его лидерство по работе с крупными бюджетами, но здесь победа главы СТВ обусловлена в первую очередь большим количеством проектов. А вот победа по критерию «Уровень полученной господдержки» и третье место по части кинонаград и фестивальных успехов видятся более серьезными достижениями. Первое наглядно показывает, что производственные компании Сельянова много лет находятся в числе лидеров индустрии и пользуются доверием министерства культуры и Фонда кино. А призы на фестивалях и кинопремии – свидетельство того, что у продюсера нередко получается совместить коммерческий подход с фестивальным. Здесь выделяются проекты последних лет АРИТМИЯ и СЕРДЦЕ МИРА, бравшие главный приз «Кинотавра» и участвовавшие в конкурсах международных кинофестивалей в Карловых Варах и Сан-Себастьяне соответственно. Также в копилке Сергея Сельянова награда Венецианского МКФ в 2012 году за документальный фильм АНТОН ТУТ РЯДОМ.
На четвертой и пятой позициях расположились ключевые фигуры студии «ТРИТЭ» Леонид Верещагин и Никита Михалков. Во многих показателях их фильмы и очки дублируются, однако у Верещагина в принципе больше проектов (12 против 9-ти у Михалкова), что позволяет ему подняться на строчку выше, даже несмотря на максимальную оценку в графе «Медийность» у Никиты Сергеевича. Главными релизами студии и обоих продюсеров стали ЛЕГЕНДА № 17 и ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ. У Верещагина к ним добавился еще и Т-34. Как мы уже упоминали выше, эти проекты смогли собрать в прокате более 300% своего бюджета. Также к несомненным удачам относятся ТРЕНЕР и ЭКИПАЖ, заработок которых в прокате превысил бюджет чуть более чем в два раза. Среди фестивальных успехов стоит отметить участие в конкурсе Канн драмы УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2: ПРЕДСТОЯНИЕ и награды «Золотой орел» у ЛЕГЕНДЫ № 17 и СОЛНЕЧНОГО УДАРА. Кроме того, Леонид Верещагин оперирует самыми большими бюджетами в индустрии. Свыше 600 млн рублей стоили пять его картин: УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2: ПРЕДСТОЯНИЕ, УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2: ЦИТАДЕЛЬ, СОЛНЕЧНЫЙ УДАР, ЭКИПАЖ и ВИКИНГ (Никита Михалков над последним не работал, поэтому в этой графе его оценка ниже).
Благодаря успешной схеме запуска недорогих комедийных проектов со звездами в главных ролях, рассчитанных в первую очередь на региональную публику, братья Гевонд и Сарик Андреасян и Георгий Малков заняли в нашей таблице
шестое и восьмое места соответственно. Основные баллы продюсеры получили за совместную работу над релизами кинокомпании Enjoy Movies в начале 2010-х годов. Среди них – обе части франшизы ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ!, первые два фильма киносериала МАМЫ, а также БЕРЕМЕННЫЙ, ДУБЛЕР, НЯНЬКИ и многие другие проекты. В первой половине десятилетия релизы Enjoy Movies били практически без промаха, однако затем пути продюсеров разошлись – и в свободном друг от друга плавании кассовые успехи их картин были менее яркими. Здесь можно выделить драму НЕПРОЩЕННЫЙ у братьев Андреасян и хоррор ПИКОВАЯ ДАМА: ЧЕРНЫЙ ОБРЯД у Георгия Малкова. Интересно, что в топ-10 только Гевонд и Сарик Андреасян не получили баллов за фестивальные награды и кинопремии. У Малкова есть сразу два участника «Кинотавра» (ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ и Я БУДУ РЯДОМ), из которых Я БУДУ РЯДОМ в 2012 году увез из Сочи главный приз. Зато у Андреасянов есть фильм, проданный на большое количество зарубежных территорий – ЗАЩИТНИКИ. Стоит также отметить, что и у Сарика с Гевондом, и у Георгия очень высокие баллы за работу с дистрибьютором. Малков с результатом в 93 балла занимает по этому критерию первое место среди всех продюсеров, а братья Андреасян с результатом в 78 баллов – третье.
Всего лишь 91 балла хватило Петру Анурову, чтобы занять девятое место чарта. Дело в том, что это количество баллов ему принесли всего четыре фильма (две части ДУХLESS, СЕЛФИ и ТРЕНЕР), каждый из которых смог стать коммерчески успешным кейсом. Получив высокий коэффициент успешности 24,0, он уступил восьмую строчку Георгию Малкову только по дополнительному показателю (общее количество баллов). Все проекты Анурова принесли прибыль в прокате, а обе части франшизы ДУХLESS более чем в три раза окупили свою бюджет. Все они так или иначе продавались на зарубежные территории, а также получили баллы за работу с дистрибьютором. Стабильность во всех проектах стала залогом успеха для продюсера и обеспечила ему высокое место.
Замыкает десятку рейтинга Александр Роднянский, который за это десятилетие часто работал с дорогими проектами (отечественные СТАЛИНГРАД и ДУЭЛЯНТ, зарубежные ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС, МАЧЕТЕ УБИВАЕТ и ГОРОД ГРЕХОВ 2) – по количеству фильмов с бюджетом в 600+ млн рублей он делит первое место с Леонидом Верещагиным. При этом основной успех в нашем рейтинге Роднянскому обеспечили арт-хиты, обласканные зарубежными фестивалями и кинопремиями – ЕЛЕНА, ЛЕВИАФАН, НЕЛЮБОВЬ и ДЫЛДА. За исключениями, которых хватит пересчитать по пальцам одной руки, в 2010–2019 годах только проекты этого продюсера (и его партнера по компании «Нон-Стоп Продакшн» Сергея Мелькумова, занимающего двенадцатое место) представляли Россию на Каннском кинофестивале. И только фильмы, снятые под патронажем Роднянского и Мелькумова, попадали в номинацию на «Оскар» от России, а ЛЕВИАФАН и вовсе удостоился «Золотого глобуса». Именно по количеству фестивальных наград и кинопремий Роднянский и Мелькумов на голову выше всех остальных в нашем списке и набрали 144 и 129 баллов соответственно. Фактически в высшей фестивальной лиге Россию они пока представляют в одиночестве. Подняться в таблице еще выше Роднянскому, увы, помешали экономические показатели. Лишь четыре фильма из девятнадцати смогли собрать больше своего бюджета, при этом три из них сделали это только благодаря зарубежным территориям. В российском прокате однозначный хит за девять лет был лишь один – СТАЛИНГРАД.
Оценив первую десятку, можно сделать вывод, что в нее попали в основном маститые продюсеры, работающие на протяжении не только текущего десятилетия, но и сильно раньше. Исключение – братья Андреасян и Георгий Малков, ворвавшиеся в российскую киноиндустрию в начале 2010-х годов. Стоит лишь взглянуть на вторую десятку и становится очевидно, что мы на пороге смены продюсерских поколений – мастодонтов подпирает новая волна продюсеров, громко заявившая о себе во второй половине 10-х. Практически у каждого из них имеются невероятные успехи, но многим банально не хватило времени, чтобы подняться в нашем рейтинге повыше. Любопытно, что значительная часть этих продюсеров родом из телевизионной среды. Прежде всего речь, конечно, о тандеме Валерия Федоровича и Евгения Никишова (ТНТ) и команде Эдуарда Илояна, когда-то производившей главные развлекательные проекты СТС. На счету первых – кассовые франшизы ГОГОЛЬ и ПОЛИЦЕЙСКИЙ С РУБЛЕВКИ, многократно отбившие свой бюджет, Илоян может похвастаться ПОСЛЕДНИМ БОГАТЫРЕМ и, конечно, ХОЛОПОМ, возглавляющим чарт самых кассовых российских проектов по состоянию на август 2019 года. Кроме того, громко заявили о себе Михаил Врубель и Александр Андрющенко, под чьим руководством хитами стали две части ЛЬДА и ПРИТЯЖЕНИЕ. Мы бы сделали ставку на то, что в аналогичном рейтинге 2020-х годов каждый из упомянутых продюсеров улучшит свои позиции.
РЕЗЮМЕ
Распределение профессионалов индустрии в рейтинге заставляет сделать несколько интересных, хотя и не слишком неожиданных выводов. Наибольшее количество продюсеров, представленных в таблице, получили значительное число баллов за работу с комедиями – относительно недорогим в производстве жанром, который пользуется устойчивой популярностью у российской публики. Как уже говорилось, именно комедии обеспечили победу Тимуру Бекмамбетову. В топ-25 благодаря «смешному жанру» попали еще несколько персон – это Сарик и Гевонд Андреасян, Георгий Малков, Валерий Федорович и Евгений Никишов, Эдуард Илоян, Марюс Вайсберг, Сергей Светлаков, Ростислав Хаит и Леонид Барац. Это почти треть верхней части нашей таблицы.
Разрабатывая методику начисления баллов, аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» сознательно пошли на то, чтобы не самое лучшее соотношение сборов к бюджету у продюсеров фильмов из арт-сегмента могло быть уравновешено их фестивальными успехами и полученными кинонаградами. Ориентация на фестивали, а не на российскую кассу, вполне имеет право на существование. Особенно в том случае, когда моральное удовлетворение от приза и статьи в зарубежной прессе дают бонусы в виде международного проката. Однако среди продюсеров, специализирующихся на арт-кино, в наш
рейтинг, помимо Александра Роднянского, попали только Артем Васильев (35-е место) и Илья Стюарт (38-я позиция). Что наглядно демонстрирует отсутствие большого интереса крупнейших международных фестивалей и кинопремий к российским фильмам в уходящем десятилетии.
Любопытно, что лишь два продюсера в топ-50 работали без государственной поддержки. Это Сергей Светлаков (17-е место) и Александр Цекало (26-е место). Впрочем, это легко объяснимо. Значительная часть из одиннадцати проектов Цекало имеет телевизионное происхождение. Также он приложил руку к нескольким комедиям (В СПОРТЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ, ZОЛУШКА, О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ), которые государство традиционно финансирует менее охотно, чем, например, патриотические ретро-блокбастеры. Последний тезис применим и к Сергею Светлакову. В топ-25 наименее высокий уровень господдержки (от 1 до 4 баллов) у проектов Петра Анурова, Валерия Федоровича и Евгения Никишова, Марюса Вайсберга, Ростислава Хаита и Леонида Бараца, что также показывает логику решений, принимаемых в Фонде кино и министерстве культуры.
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.