3 и 4 февраля, в преддверии Дня российской науки, состоялась традиционная конференция «Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия». Конференция проводится ежегодно на факультете журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова и обобщает опыт работы и научных исследований в сфере медиа за предыдущий год.
В этом году главное внимание было уделено новациям в области цифровой журналистики и искусственного интеллекта и развитию традиционных СМИ в новых условиях. Было отмечено беспрецедентное увеличение количества общественно-политического телевизионного вещания, а также повышение роли интернет-журналистики и социальных платформ в информировании аудитории.
Декан факультета профессор Е.Л.Вартанова на пленарном заседании подчеркнула, что сегодня надо думать о концепциях, а если использовать старые понятия, надо думать об их новых смыслах.
- контента стало много, но его все равно не хватает;
- появились новые формы контента, например, дипфейки, где используются технологии синтеза речи, автофикшен (вымысел на основе достоверных фактов), фантазии в жанре альтернативной истории (криптоисторическое мышление);
- влияние коммерческой логики: контент имеет право на существование, приносит прибыль.
Также рассматривалось такое важное для журналистики явление, как медиаречь. Интересные факты были представлены в докладе И.Б.Александровой «Концепты «культура» и «творчество» в медиасреде 2020-22 гг.» Базой исследования стал электронный национальный корпус языка. В газетных текстах выявлено 9517 лексем «культура» в сочетаниях русская культура, национальная культура, европейская культура, культура отмены, отмена культуры. Концепт «творчество» в региональных СМИ (газетный подкорпус) в 2020 г. встречается 446970 раз. Частота использования в центральных СМИ в 2021 г. уменьшилась в 8 раз по сравнению с 2020 годом.
В конференции приняли участие преподаватели кафедры журналистики и массовых коммуникаций Института современного искусства Н.В.Вакурова и А.А.Ивлев. Тезисы по результатам их исследований опубликованы в сборнике конференции.