Новая интерпретация знаменитого текста Вампилова – это пластический спектакль таганцев, в котором целых три Зилова. Думал ли когда то сам Александр Вампилов, что героя его пьесы «Утиная охота» будут называть « русский Гамлет». Но именно так сейчас и пишут театральные критики.
«Выбор пьесы был спонтанным, так как этот спектакль родился из лаборатории, которая тут проходит. Была задача взять советский материал. Работа должна была быть пластической, в общем такая и получилась», - рассказала перед премьерой режиссер-хореограф спектакля Анна Закусова.
Новое пространство Таганки – сцена на Факельном, в котором актеры говорят со зрителями языком пластики – это практически домашний театр. Уютное, миниатюрное пространство позволяет зрителю окунуться в процесс по максимуму. И именно через пластику герои постановки выражают все то, что нельзя высказать словами. А «трехглавый» Зилов постигает тайны собственного бытия, ища ответ на гамлетовский вопрос «быть или не быть».
«Вампилов, продолжая традиции Чехова и Гоголя, говорит о «лишних людях», и я понимаю, что знаю таких людей, знаю Зиловых. Мне интересно говорить про них, про этих настоящих людей. Мы видим Зилова в драматически напряженный момент его жизни, на пороге, который нужно переступить. Момент, который вынуждает Зилова к действию. Вся пьеса, воспоминание, даже как будто сон. И эта нереальность происходящего дает возможность говорить на языке движения, тела и пластики…», - так отозвалась о своей работе над спектаклем режиссер и хореограф Анна Закусова.
Постановка «Утиная охота» стала первым спектаклем, который вошел в репертуар Театра на Таганке по результатам режиссерской лаборатории «Ликбез». Как показалось, наверное, не только корреспондентам нашего издания, каждое движение актеров - это «зашифрованное послание, хореография со смыслом». А собственно сам текст в спектакле «присутствует» только там, где без него не обойтись.
«Охотника» то ли за утками, то ли за самим собой - Виктора Зилова играют сразу трое актеров - разных возрастов и взглядов. Сложный период в жизни героя - «становление» или «уход» - пластически изображены «троекратно» и разложены на образы так, что зритель иногда путается в происходящем, упуская детали и нюансы игры каждого из троих.
В спектакле заняты Сергей Кирпиченок, Филипп Котов, Александр Зарядин, Андрей Сычев, Иван Лоскутов, Роман Колотухин, Никита Лучихин, Анна Сафронова, Дарья Десницкая, Мария Матвеева и Елизавета Высоцкая.
А начинается все, как и положено, в классической драматургии - с длинной немой сцены (аля - «к нам едет Ревизор»), дальше хаос превращается в новоселье, а Жизнь продолжится в трех (как Карл I с трех сторон - Антонис Ван Дейк) измерениях Зилова. Да он и не может быть ОДИН - столько глупостей один человек совершить не в силах. Происходящее на сцене – это депрессивный праздник с фотосессией или пауза перед уходом… Прекрасная звуковая дорожка помогает зрителям прочувствовать нерв «охоты» и принять героя таким, который получился при «троекратном взбалтывании» его прожитой жизни.
Скромные декорации, но яркие пиджаки героев, виниловые пластинки и Стругацкие с Битлами, невероятные начесы и обыденность жизни - эпоха 60-х прошлого века показаны в спектакле через ламповую атмосферу полупустой квартиры героя, который то ли «подводит итог», то ли собирается «двинуть в высь».
Телефонные звонки, воспоминания, скука, рефлексия, поиск себя, отвращением к близким людям - таковы «составляющие» всех трех Зиловых в интерпретации актеров Таганки.
«Такой человек - действительно, как Гамлет - будет всегда, в любом обществе. В любой компании всегда есть такой Зилов», - сказал о главном Филипп Котов, один из Зиловых.
Смотрим премьеру на Таганке (пусть новое пространство и находится в Факельном переулке) и думаем – Зиловы ли мы?
Сабадаш Владимир. Анна Духон.
Фото – Сергей Виноградов.