«Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли… Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка…», - так говорил МАЭСТРО Сергей Рахманинов.
Народная актриса России, прима театра Вахтангова Юлия Рутберг под звуки музыки народных инструментов оркестра им. Н.П. Осипова с Основной сцены родного театра уникальным, знакомым миллионам поклонников, бархатным голосом рассказывала о жизни Великого композитора, дирижера, пианиста, выпускника Московской консерватории, одного из наиболее исполняемых авторов Сергее Васильевиче Рахманинове.
Заполненный зал 15-ти минутными овациями приветствовал Юлию и оркестр после музыкально-литературного вечера «Приношение Рахманинову», посвященного 150-летию со дня рождения композитора. За почти двухчасовое «путешествие по реке времени» всемирно известного русского композитора неподражаемая Юлия Рутберг попытались раскрыть внутренний мир Сергея Васильевича, рассказав о главных этапах его жизни – от рождения до создания шедевров, от знаковых встреч до переломных моментов судьбы, от эмиграции до жизни в Америке и Швейцарии.
Автор сценической версии Антонина Венедиктова при помощи таланта и невероятного актерского темперамента Юлии Рутберг «презентовала» зрителям чтение дневников и писем Рахманинова, художественных текстов о композиторе, которые были представлены на фоне звучания фрагментов его произведений.
Только ей присущим ангельским голосом Юлия Рутберг рассказала о детстве и первых музыкальных впечатлениях, о встрече с педагогом Николаем Зверевым, о первых сочинениях и о главном месте - усадьбе Ивановка, которое вдохновляло будущего МЭТРА на сочинительство. О провале Первой симфонии, о лечении гипнозом, об ужасах Первой мировой войны, об вынужденной эмиграции и новой жизни, но уже без написания партитур – все это на вечере в театре на Арбате.
Авторы проекта правдоподобно и максимально широко, по-музыковедчески «нарисовали» главные этапы жизни Рахманинова, как в России, так и за рубежом. Главная героиня «Приношения» Юлия Рутберг вдохновенно, артистично и увлекательно вела «экскурсию» по маршруту становления великого композитора.
Дополняли атмосферу каждого эпизода из жизни Рахманинова фрагменты его же сочинений в обработке для оркестра народных инструментов. И как же они «совпадали» с тем, о чем ведала Рутберг, например - драматическая кульминация «Русской песни» в момент рассказа о пожаре в Ивановке. Как минимум три раза рассказчица «закусывала губы» - Первая мировая война, тот самый пожар и начало Второй мировой войны. Сидя в директорской ложе, мы с коллегой буквально «проживали» эти моменты с Рутберг до мурашек по телу.
Оркестр имени Осипова под управлением дирижера седовласого красавца Владимира Андропова внес свою неоценимую лепту в торжественность вечера. Мастера игры на народных инструментах отлично воспроизвели стиль и свойства рахманиновской музыки – витиеватые певучие мелодии, неповторимая колокольность, эксклюзивные древние лады. Уникальные тембры домры, балалайки и особенно гуслей внесли особый колорит в произведения, написанные вообще-то для симфонического оркестра. Отдельная «песня» вечера соло на фортепиано Анастасии Давыдовой и камерный вокал сопрано Дарьи Рубцовой.
«Рахманинов был таким - истинно русским! Приношение Рахманинову – это тема русской культуры. То, что звучало в рамках нашей программы – это как раз все то, чем напитана его музыка», - сказала о главном Юлия Рутберг после музыкально-литературного вечера «Приношение Рахманинову» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.
Чем дальше мы живем, тем ценнее каждая нота Рахманинова, тем памятнее все его произведения, а сам он вечен в своей Ивановке…
Сабадаш Владимир. Светлана Юрьева.
Фото – пресс-служба Вахтанговского театра.