«Косность и страх - вот что воздвигает границы. Нет никаких границ. Ни для мыслей, ни для чувств». Именно так говорил Ингмар Бергман, а «Современник» своим спектаклем «раздвигает» те самые границы «мыслей и чувств». Спектакль «Осенняя соната» учит делиться своей болью через диалоги-монологи матери и дочери.
По сюжету Шарлотта (Марина Неелова), мать двух дочерей, знаменитая пианистка. У нее главное в жизни это ее работа. Она эгоистичная, постоянно в поездках, гастроли, поклонники и как обычно случается со знаменитостями - практически нет времени на дочь. Дочь (Алена Бабенко) очень тяжело переживает и, будучи уже взрослой, не простила матери ее отчуждения. Вторая дочь (Елена Плаксина) серьезно больна. Мать отдала ее в пансионат и больше не навещала. Старшая дочь Ева забрала из приюта свою больную сестру Елену и ухаживает за ней. Встреча этих женщин превращается в выяснение отношений – каждая вспоминает свои обиды. Все это выстраивается в тяжелые, драматичные, полные боли и напряжения моменты «выяснения отношений». Попытки Шарлотты оправдаться, раскаяться ни к чему не приводят, и она снова уезжает на очередные гастроли, осознавая, что понимания и принятия дочери уже не будет.
Автор – Ингмар Бергман. Режиссер – Екатерина Половцева. Художник-постановщик – Эмиль Капелюш. Художник по костюмам – Виктория Севрюкова. Художник по свету – Глеб Фильштинский. Режиссер по пластике – Сергей Землянский. Саунд-дизайнер – Михаил Соколов. В ролях: Марина Неелова, Алена Бабенко, Елена Плаксина, Сергей Гирин, Александр Рапопорт/Александр Кахун, Георгий Богадист, Кирилл Мажаров, Янина Романова, Евгений Шишкин/Евгений Павлов, Владимир Суворов.
Непревзойденная и артистичная Неелова «против» талантливой и эмоциональной Бабенко – две главные героини постановки. Марина Мстиславовна популярнейшая актриса, любимица Галины Волчек «преподносит» свою Шарлотту по частям: с нарастающим напряжением, возвышающимся драматизмом, пренебрежительным аскетизмом и вулканической харизмой истинной русской театральной примы. Глаза Нееловой, полные слез, тревоги, боли, раскаяния – это и есть истинный Бергман и знак артистического качества главной актрисы «Современника».
Алена Олеговна практически ни на йоту не «отстала» в плане мастерства от своей более именитой коллеги по театру. Образ, полный драматизма, тяжелая ситуация выяснения отношений дочери и матери, сыграна Бабенко так пронзительно, что иногда становилось страшно и слезы наворачиваются. Алена со сцены передавала зрителям всю ее боль, всю обиду на мать, и, наверное, иногда на себя…
Голоса актрис – это отдельная песнь постановки. Дрожащий голос, переходящий почти в крик отчаяния, иногда пренебрежительный и злорадный, а иногда с издевкой и юмором – изображенные и воспроизведенные Нееловой и Бабенко – лучшие моменты спектакля.
«Осенняя соната» - энциклопедия для женщин по воспитанию детей. Разговор о взаимопонимании, чуткости и любви к родным и близким. В процессе зритель видит живых и неживых уже людей, очень хорошо выписанные характеры героев, которые помогают актерам вовлечь нас в сострадание и понимание. Стоит ли осуждать мать – вопрос явно не праздный, а ответ каждый отыщет сам, посмотрев спектакль в театре на Чистых прудах.
Владимир Сабадаш. Светлана Юрьева.
Фото – пресс-служба «Современника».