А что, если «Титаник» — это на самом деле не трагедия, а история любви? Но не та, о которой вы подумали, а история большого корабля и одинокого айсберга, которые наконец-то встретились в холодных водах Атлантического океана. Или что, если капитан «Титаника», всегда мечтавший не бороздить океанские просторы, а переворачивать упавших пингвинов, наконец не сможет противиться зову сердца, и, бросив свое капитанство, пойдет за мечтой? Вдруг история пошла бы совсем по другому пути? Обо всем об этом, с шутками и прибаутками размышляет независимый театральный проект «Заячий стон» - квартет актеров, воспитанников театра Ленком.
11 июля на сцене театрального центра «На Страстном» прошла премьера их третьей комедии «Титаник».
Оксюморон – это, конечно, замечательный юмористический прием. Соединить несочетаемое, как, например, трагическую историю «Титаника» и комедию довольно сложно, но тем и интригующе. Но «Заячий стон» решили пойти еще дальше и соединить в спектакле плохо сочетающиеся между собой жанры: актерские перепалки и ситком, песню про айсберг с псевдо-сурдопереводом, альтернативную историю и Ромео и Джульетту, песню про плагиат и серенаду спасшегося омара. Пытаясь связать все это в одну канву, актеры словно забывают, что в основе комедии должен все же лежать хорошо написанный сценарий, с остроумными шутками. Юмор же здесь оказывается на уровне, когда условно после фразы: «Души прекрасные порывы», - кого-то действительно душат. А самой, пожалуй, комичной сценой становится то, когда все четыре актера изображают из себя живой фонтан, набирая полный рот воды.
Команда спектакля пытается объяснить все происходящее философски: представьте, что «Титаник» — это все мы. Это наши решения могут драматически повлиять на происходящее. От нашего отношения к другим зависит и наша собственная жизнь. Но настроить зрителя на серьезные размышления, когда на сцене большой красный омар поет про свою омариху Юльку и двоих покинутых детей, получается не очень. И, конечно, комедия не должна только развлекать: на всем протяжении спектакля нам рассказывают интересные факты о произошедшем на «Титанике», которые могут не знать даже преданные фанаты эпического кино Джеймса Кэмерона. Но на действительно стенд-ап все происходящее на сцене с каждой минутой похоже все меньше и меньше.
Актеры спектакля в какой-то момент задаются вопросом: а сколько должно пройти времени, чтобы над трагедией уже можно было смеяться? Над монголо-татарским иго, например, уже можно? Разные творческие команды отвечают на него по-своему. Французский журнал «Шарли Эбдо» позволяет себе смеяться абсолютно над всем – от Иисуса до крушения самолета с хором Александрова на борту. КВН же обходил стороной особо печальные события, зато раньше позволял себе остро пошутить про политику. И только тонкая грань между пошлостью и юмором, колкой остротой и плоской шуткой остается для всех водоразделом, по одну сторону которого спектакль-корабль весело «бежит себе в волнах на поднятых парусах», а по другую – тонет в пучине.
Какой судьбы достоин «ТИТАНИК» квартета «Заячий стон» - решать вам: 29 сентября его снова покажут «На Страстном».
Автор статьи - Елизавета Маркова
Фотограф - Салиева Эльвира