16 сентября 2024 года в Государственном Кремлёвском Дворце состоялась пресс-конференция, посвящённая премьере спектакля театра «Кремлёвский балет» «Раймонда». Премьерный показ балета в 2-х действиях «Раймонда» А. Глазунова состоится 19 сентября 2024 года в 19.00.
Спикерами на пресс-конференции выступили:
Александра Тимофеева - заслуженная артистка России, главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет»;
Андрис Лиепа - народный артист России, хореограф-постановщик спектакля;
Вячеслав Окунев - народный художник России, художник-постановщик;
Сергей Кондрашев - заслуженный артист России, дирижёр-постановщик, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра радио «Орфей»;
Алина Липчук - исполнительница партии Раймонды.
Даниил Росланов - заслуженный артист России, исполнитель партии Жана де Бриена;
Эдгар Егиазарян - исполнитель партии сарацинского воина Абдерахмана.
Автор либретто - народный артист России Андрис Лиепа (на основе старинной рыцарской легенды, изложенной Л.Пашковой, Всеволожским и М.Петипа)
Хореограф-постановщик - народный артист России Андрис Лиепа (в спектакле использованы фрагменты постановок Мариуса Петипа и Александра Горского)
Художник-постановщик - народный художник России Вячеслав Окунев
Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением художественного руководителя и главного дирижёра коллектива заслуженного артиста России Сергея Кондрашева.
- «Раймонда» А. Глазунова - из числа спектаклей, составляющих золотой фонд русского классического балета. Впервые её увидели зрители в Петербурге, в 1898 году, - премьера состоялась на сцене Мариинского театра. И это, по сути, последняя значимая работа выдающегося балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа (1818-1910), ставшая в известной степени кульминацией эстетики, характерной для золотой эпохи балетного театра в XIX веке.
Либретто «Раймонды», изначально сочинённое писательницей и журналисткой Лидией Пашковой и затем переработанное Мариусом Петипа и директором Императорских театров Иваном Всеволожским, основано на старинной рыцарской легенде. Действие происходит в Провансе во времена Средневековья. Графиня Раймонда де Дорис и её жених рыцарь Жан де Бриен любят друг друга и с нетерпением ждут встречи - Жан де Бриен вот- вот должен вернуться из военного похода под знаменами венгерского короля Андрея. На празднестве в честь именин Раймонды прибывший в замок в качестве гостя сарацинский воин Абдерахман пытается похитить девушку, но в этот момент неожиданно появляются Жан де Бриен и король Андрей. В поединке Жан де Бриен побеждает Абдерахмана, после чего разворачивается свадебное торжество.
По мере развития событий вниманию публики предлагались три развёрнутые танцевальные сюиты, каждая из которых предусматривала традиционные по форме классические и характерные номера. Мощным завершающим аккордом становилось финальное Гран па, в котором соединялись элементы классической балетной лексики и венгерского народного танца. Кстати, партия главной героини Раймонды по сей день считается одной из самых сложных в мире: Мариус Петипа сочинил для неё семь вариаций, требующих от исполнительницы высочайшего профессионального мастерства.
Вслед за Петипа к «Раймонде» обратился другой знаменитый мастер, Александр Горский (1871-1924). В первой редакции, осуществлённой в Москве, на сцене Большого театра, Горский сохранил хореографию своего знаменитого предшественника, хотя постановка и дополнилась вставной мазуркой, которую поставил балетмейстер Иван Хлюстин (1862-1941). В дальнейшем, начиная с 1908 года, в своих новых редакциях «Раймонды» Александр Алексеевич Горский стал отходить от первоначальной версии спектакля, предлагая решения, базировавшиеся уже на импрессионистической стилистике.
На протяжении ХХ века известные хореографы не единожды предлагали своё видение «Раймонды».
Так, в 1945 году появился спектакль, поставленный Леонидом Лавровским и включивший в себя лучшее из постановок и Петипа, и Горского. А в 1984 году свою редакцию «Раймонды» предложил Юрий Григорович - он вернул в этот балет многие из находок Мариуса Петипа, не отказавшись при этом от ряда номеров, созданных Александром Горским, и, конечно же, дополнил новую версию авторской хореографией.
И вот теперь театр «Кремлёвский балет» предлагает вниманию зрителей свой вариант знаменитого произведения.
«Раймонда» - вершина классического балета, это спектакль, который по праву занимает место в ряду с такими признанными шедеврами, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского, -говорит народный артист РФ Андрис Лиепа. - Вообще, музыка, которую Глазунов создал для «Раймонды» - одна из лучших в истории балетного искусства. И в симфоническом плане она ничуть не уступает музыке Чайковского. Да и вообще - это красивейший техническом отношении балет, станцевать главные партии в котором - задача максимум для любого профессионала. Надеюсь, что зрителей нашей «Раймонды» впечатлит и «Вальс» из первого акта - мы сохранили его в постановке самого Мариуса Петипа, и, конечно же, сцена сна Раймонды.
Эта сцена, кстати, является шедевром ничуть не меньшим, чем легендарная картина «Тени» в «Баядерке», и у нас она к тому же предстанет в невероятно красивых костюмах и декорациях, которые вряд ли кого-то оставят равнодушным. Не буду раскрывать всех секретов, но сюрпризы будут».
Это уже не первый опыт сотрудничества Андриса Лиепы с «Кремлёвским балетом» - восемь лет назад в репертуаре коллектива появилась поставленная им «Баядерка» Л. Минкуса, которая идет с неизменным успехом. И вот теперь настала очередь «Раймонды».
Фотограф Абдуллаева Ирина