Барельеф из бронзы с изображением Николая Сличенко появился на фасаде здания дома на Тверской, 19, где артист жил с 1970 по 2021 год. На открытии мемориала присутствовали поклонники творчества и друзья артиста, знаковые эстрадные исполнители, актёры и художественный руководитель единственного в России Цыганского театра «Ромэн».
Над мемориалом работали скульптор Вадим Кириллов, член Союза художников России, обладатель золотой медали Российской академии художеств, и архитектор Галия Ишкильдина, автор памятной стелы «Город воинской славы» и соавтор мемориала воинам-освободителям в Белгороде. На минималистичном барельефе артист запечатлён, пожалуй, в самой органичной для него обстановке — на фоне драпировки театрального занавеса.
![](/system/files/images/20240920122338_NLM_6246.JPG)
- Работа над барельефом шла два года. Мне хотелось показать Сличенко не только как певца и актёра, но и как театрального режиссёра, который сумел из огромного количества цыганского фольклора создать художественные произведения, удивительные по своей насыщенности театральные постановки. Для скульптора создать такой напряжённый образ в небольшом размере, что предполагает мемориальная доска, — сложная задача, но мы с архитектором Галиёй Ишкильдиной постарались передать в малой форме великое мастерство Сличенко, - сообщил скульптор Вадим Кириллов.
![](/system/files/images/20240920120850_NLM_6000.JPG)
В Цыганский театр «Ромэн» Николай Сличенко пришёл семнадцатилетним юношей и сначала попал в «запас» — был зачислен в актёры вспомогательного состава, но уже вскоре начал играть главные роли. С 1970 года выступал режиссёром постановок, в 1977 году стал художественным руководителем театра «Ромэн». Всего Сличенко сыграл свыше 60 ролей. По его инициативе в Театральном институте им. Щукина был открыт Цыганский национальный курс.
- С 1969 года Николай Сличенко жил и творил здесь, в этом доме. Я не раз бывал у него в гостях, мы обсуждали пьесы и спектакли. И этот дом стал родным и для меня тоже, потому что двери Сличенко были открыты для всех, по-семейному душевно. Его жизнь – это была сцена. Я уверен, мысленно он с нами, он смотрит сверху, и мы это чувствуем. Надеюсь, что в будущем мы сможем присвоить театру «Ромэн» имя Николая Сличенко. Душа радуется, что правительство Москвы поддержало идею установить мемориальную доску на доме, где жил Николай Сличенко. Это имя — гордость и национальное достояние России. Он сделал театр «Ромэн» невероятно популярным во многих странах мира. На каждых гастролях в Париже зрительный зал встречал Сличенко стоя. Зрители стояли и десять минут аплодировали. Французы когда-то назвали его «цыганом из легенды» — и он действительно был легендой. В театре мы вспоминаем Сличенко каждый день. Сличенко — это много. Это высоко! - поделился художественный руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн» Николай Сергиенко.
![](/system/files/images/20240920120945_NLM_6033.JPG)
![](/system/files/images/20240920120641_NLM_5951.JPG)
- В основу барельефа легла масса фотографий, было просмотрено много видео. В барельеф вложена и моя душа, и душа папы, и работа скульптора. Это колоссальная работа, борьба за каждую деталь, стремление точно передать характер, его взгляд, его глаза, чтобы они были живые. И очень важно, что мемориальная доска появилась именно на фасаде этого дома, где я родилась и провела детство, - рассказала дочь Николая Сличенко, театральный режиссер Тамилла Сличенко.
На открытии мемориала звучали слова благодарности мэтру и воспоминания о ценных моментах совместной работы, а также — записи музыкальных композиций в исполнении Николая Сличенко.
- Мы только что услышали в исполнении Николая Сличенко потрясающие песни. Так проникновенно, с таким чувством, такой любовью, такой энергетикой — так пел только он. Я бы назвал его «цыганским сыном русского народа». Удивительно внимательный, любящий людей… И эту любовь к жизни он нёс в своём творчестве, в своём театре. Эту душевность, эту сердечность, которой нам очень часто не хватает — его песни наполняют нас, радуют душу. Он был такой красивый — сказка! Вообще, кто не любит цыган? Он был олицетворением цыганской доблести красоты, лихости. Когда слышишь песни Сличенко, сердце раскрывается, душа раскрывается, хочется жить и любить, любить всех окружающих — и верить в самое прекрасное, что есть на свете, - очень трогательно рассказал депутат Московской городской Думы, народный артист РФ, художественный руководитель театра на Малой Ордынке, художественный руководитель Московского академического театра сатиры Евгений Герасимов.
- Как много людей пришло на открытие доски памяти Сличенко! И это очень хорошо. Такого чувства волнения я давно не испытывал. С Николаем Алексеевичем я познакомился ровно 56 лет назад. Мои первые шаги на сцене (тогда — на концертной эстраде) я делал с его благословения, с его помощью. В Москве много мемориальных досок, мимо которых проходит огромное количество людей, не только не зная, кто там изображён, но и даже не интересуясь. Наверное, потому что то, чем занимались эти люди, с трудом доходит до человеческого сердца. А то, что удавалось передать и выразить Николаю Алексеевичу, не удавалось почти никому. Я испытываю чувство глубочайшей благодарности и преклонения — не только перед артистом, но и перед человеком, - признался народный артист РФ, артист эстрады, театра и кино Геннадий Хазанов.
По словам Геннадия Хазанова, Николай Сличенко был для него близким другом, и относился к нему как к сыну.
В 2024 году Николаю Сличенко, знаменитому режиссёру и художественному руководителю театра, могло бы исполниться 90 лет. 27 декабря, в день юбилея мэтра, зрителей театра «Ромэн» ожидает особая программа, посвящённая памяти великого мастера. Юбилейный вечер обещает быть насыщенным: с танцами, песнями и живой музыкой в истинно цыганском стиле.
Сегодня репертуар «Ромэн» составляют как классические, так и современные пьесы: от знаменитой комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ» до произведения актуальной драматургии «Песочные часы». Коллектив работает в жанрах мюзикла, трагедии, комедии, психологической драмы. В каждую постановку вплетены элементы колоритного цыганского фольклора. Зачастую представление не ограничено рамками сцены: так, например, интерактивное шоу «Цыганская ночь» с живой музыкой разворачивается в Белом зале театра — в камерной атмосфере, среди исторических афиш, картин и театральных костюмов.