«Всегда есть свет в конце, другой вопрос: пойдешь ты в этот свет или нет», - видимо ключевые слова, сказанные режиссером постановки Аскаром Галимовым, над которыми нужно задуматься каждому, кто придет в Вахтанговский на премьерные показы шедевра, написанного Вампиловым.
На Симоновской сцене театра Вахтангова – «новая интерпретация знаменитого текста» о главном герое пьесы Александра Вампилова «Утиная охота», который вошел в историю как «русский Гамлет». Постигая тайны собственного я, «одинокий и опустошенный Зилов» рефлексирует мир вокруг в попытке понять «быть или не быть». Зритель видит героя в напряженный момент его жизни, на пороге, который нужно переступить, в ситуации, которая вынуждает Зилова к действию. Спектакль от вахтанговцев - это воспоминание, иногда как будто сон – и через «эту нереальность происходящего» актеры доносят до зрителя текст Вампилова, ставший уже классикой .
Перед показом для представителей СМИ режиссер Аскар Галимов сказал, что посвящает этот спектакль своим родителям… А затем пришел в камерный зал Симоновской сцены и смотрел спектакль вместе с журналистами, смеясь от души (практически всегда совпадая с реакцией собравшихся театральных критиков) над «плодами» своего творчества в коллаборации с труппой постановки.
«Если говорить о загадке Зилова, то она в том, что в Зилове воплощён не один характер, хотя бы и типичный, а 3-5-7 характеров-типов. Потому столь разные и по-своему логичные (хоть и не всегда убедительные) прочтения этого образа… Зилов - это все мы… это зеркало, отражающее судьбу целого поколения» - так написал Борис Сушков о пьесе «Утиная охота» Вампилова 35 лет назад.
И вот вахтанговцы, спустя три с половиной десятилетия, «презентуют» публике свою версию событий: классическая концепция, «украшенная» призраком главного героя, добротная постановка в аскетичной атмосфере, минимум декораций в общей мрачности обстановки, тексты-подтексты с бесконечным количеством символов, демонические звуки, красивые образы, чувственная музыка и бесподобная игра Максима Севриновского.
Зилов (восхитительная работа Севриновского) как бы играет тень человека, и на фоне этой тени все остальные герои «выглядят гораздо более ярко, у всех подчеркнутые выразительные характеры, что говорит о высшем уровне актерского мастерства». Нестандартный яркий образ толстого, нелепого, комичного советского начальника - Евгений Косырев в роли Кушака. Мальчик-романтик с гитарой - Виталий Иванов в образе Саяпина. Бесподобная в роли (Сияпина) «мамаши при ребенке-муже» Дарья Щербакова. Чувственная Полина Чернышева в роли Галины и обворожительный в своей «наглости» Данила Гнидо, воплотивший официанта. По актерски величественны Андрей Зарецкий и Наталья Масич в образах Отца и Матери главного героя. Также в постановке заняты: Клим Кудашкин, Анна Чумак/Альбина Абрамова, Анастасия Жданова. Художник-постановщик Екатерина Горшкова, художник по костюмам Лилиана Брик, художник по свету Сергей Мясников, композитор Салават Гафаров, хореограф Полина Майорова, художник-гример Екатерина Грязнова.
Севриновский, на удивление, малоэмоционален – но этим он и «пленит» зрителя, говоря равнодушно о вещах, по-настоящему серьезных и жизненных. Он «подчеркнуто пуст», зная чем все закончится – отличная «задумка режиссера», создавшего именно такой образ.
«Вишенка на торте» спектакля – последняя сцена постановки, которая отличается от вампиловского варианта. После «смерти» главного героя идет романтическая сцена молодого Зилова с женой - простая, человеческая, но очень честная и неправдоподобного грустная…Все закончилось, но все начинается снова и снова – это и есть ЖИЗНЬ!
«Трагедия обыденности и повседневности» - так определил спектакль Аскара Галимова один из критиков. А Евгений Косырев, сыгравший в спектакле Кушака, добавляет о героях: «Они все так же любят, предают, изменяют, верят, дружат. Такие же есть враги, такое же начальство и такие же прекрасные женщины».
И только зрителю решать – так ли мы изменились за 35 лет?
Владимир Сабадаш. Анна Духон.
Фото – Сергей Виноградов.