После шести лет реконструкции на свое место в экспозиции вернулась знаменитая картина «Иван Грозный и сын его Иван», которую покалечил вандал, пробив холст в нескольких местах. Шедевр, реставрация которого после очередного вандального нападения закончилась два года назад, помещен в специальную защитную капсулу - именно ее изготовление заняло так много времени.
Лучшие специалисты кропотливо восстанавливали шедевр миллиметр за миллиметром. Для этого было изготовлено оборудование, аналогов которому в мире нет. В итоге удалось не только вернуть все детали картины, но и открыть ее подлинные цвета, утраченные со временем. Теперь полотно поместили в специальную защитную капсулу. Рядом пост охраны и дополнительные камеры видеонаблюдения.
«…результаты наблюдения отличные. Мы с удовлетворением говорим о том, что картина чувствует себя хорошо. И это свидетельствует, что те методики и те подходы, что были реставраторами разработаны в ходе долгого периода подготовки, уже абсолютно оправдали себя, и это дает нам уверенность в том, что картине уготовано долгое, спокойное, стабильное существование в стенах Репинского зала», - говорит об итогах работы по восстановлению главный хранитель музея Татьяна Городкова.
Защитная витрина действительно едва заметна, она лаконична и выглядит стильно. Помимо ультрапрочного стекла, витрина снабжена датчиками, климат-контролем и прочим необходимым оборудованием и, по словам Городковой, «полностью соответствует тем требованиям, которые Третьяковская галерея сформулировала в техническом задании».
Выставка «Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение», посвященная злоключениям полотна и его многочисленным реставрациям. На стенах представлены эскизы и этюды Репина к картине, портреты его знакомых, позировавших для персонажей, фотографии и видеодокументация разных стадий реставрационных работ. В витринах можно увидеть архивные документы XIX–ХХ веков, раскрывающие сложную судьбу полотна, начиная с его запрещения императорской цензурой и вплоть до проблем из-за состояния музейного здания во время Великой Отечественной войны. Особое внимание обращает на себя инсталляция художницы Дианы Мачулиной «Пиетет» (2024) — реставрационное кресло, изготовленное специально для этих работ, почтительно накрытое белым полотном.
Реставрация заняла четыре года. Она осуществлялась на средства, выделенные «Сбером». Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке создали специальную мастерскую и гигантский роботизированный реставрационный стол.
В 2023 году за проведенные работы реставраторы музея во главе с Андреем Голубейко стали лауреатами XI Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация». После вклад в восстановление шедевра Репина был отмечен Государственной премией России.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван» была написана Репиным в 1883-1885 годы. Она была приобретена в 1885 году основателем Третьяковской галереи Павлом Михайловичем Третьяковым у автора с передвижной выставки.
Светлана Юрьева.
Фото – Юрия Покровского.