В новом выпуске программы «Закрытый показ» в центре обсуждения – режиссерский дебют Анны Кузнецовой с фильмом «Каникулы». Это картина о взрослых и детях, которые представляют на фестивале спектакль и бросают вызов цензуре. Съёмочная группа и приглашённые эксперты попытаются ответить на главный вопрос: нужно ли вообще регулировать творчество? И если нет, то где проходит грань между творческой свободой и вседозволенностью? Строгие художественные советы действительно защищают от всего бездарного или лишь уничтожают творчество? И стоит ли идти на компромиссы, чтобы соответствовать конъюнктуре?
На Первом канале 8 февраля в 23.10
В программе принимают участие:
Анна Кузнецова - режиссер, сценарист фильма «Каникулы»
Алексей Фокин - актер фильма «Каникулы»
Егор Леонтьев - актер фильма «Каникулы»
Екатерина Задохина - сценарист фильма «Каникулы»
Андрей Апостолов - киновед, главный редактор киностудии Ленфильм
Андрей Золотарев - сценарист
Мариэтта Цигаль-Полищук - актриса театра и кино
Владимир Мункуев - режиссер
Сергей Шакуров - народный артист России
Кирилл Ямщиков - критик, прозаик, эссеист
Елена Усачева - детский писатель, сценарист
Лариса Ржондовская - блогер
"Каникулы"
Россия-Финляндия, 2023, 119 мин., цв.
Режиссер: Анна Кузнецова
Сценарий: Анна Кузнецова, Екатерина Задохина
В ролях: Дарья Савельева, Полина Кутепова, Ирина Носова, Магога Мачульская, Марфа Иванова, Егор Леонтьев, Андрей Пермяков, Серафима Фролова, Кира Сатункина, Екатерина Ткачук и другие
Оператор: Яни-Петтери Пасси
Производство Форест Фильм (Россия), AAMU (Финляндия)
Драма, комедия
Молодая учительница Таня везет школьный театральный кружок на фестиваль в Сочи. Для порядка с ними едет завуч той же школы, Мария Генриховна. Таня не в восторге от начальственного ока, но Мария Генриховна довольно быстро ломает все стереотипы о завучах. В ее лице Таня, наконец, находит себе достойного взрослого — то ли образец для подражания, то ли маму, то ли наставника. Меж тем фестиваль настойчиво требует вернуться в реальность — организаторы требуют изменить название спектакля, афишу, и желательно, мировоззрение. Выбрать путь компромисса ради детей или занять принципиальную позицию? В любом случае Тане и Марии Генриховне придется держать ответ перед двенадцатью подростками, переживающими на фестивале собственные первые драмы…
Участие в фестивалях: «Маяк»-2023, «Послание к человеку»
Награды: Гран-при фестиваля российского актуального кино «Маяк»-2023, Национальная премия киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон» за «Лучший полнометражный игровой дебют»
«Каникулы» режиссера Анны Кузнецовой. Главные роли в картине исполнили Дарья Савельева и Полина Кутепова. Продюсером выступила Наталья Дрозд («Фрау», «Купе номер 6»), а креативным продюсером — Борис Хлебников («Снегирь», «Аритмия»). Оператор-постановщик – финн Яни-Петтери Пасси («Купе номер 6»). Производство – кинокомпания Форест-Фильм.
«”Каникулы” — очень тонкое зрительское кино о том, какового быть взрослым, – писали критики* после фестивальной премьеры картины. – Такого взрослого взгляда на, казалось, детскую проблему — простое и наивное «хочу, чтобы лето не кончалось» — российскому кино очень не хватает».
По замыслу режиссера Анны Кузнецовой в атмосфере наивного детского фестиваля с монументальным названием «Россия. Театр. Дети» на берегу солнечного Сочи герои должны честно и по-взрослому ответить себе на отнюдь не детские вопросы – о необходимости компромисса, важности умения проигрывать: «Мы умеем держать в фокусе внимания светлое будущее, результат, при этом игнорируя процесс пути к нему – то есть само настоящее. Главных героинь фильма при всех их различиях объединяет именно внимание и любовь к процессу, а не результату, умение извлечь радость из любого пустяка, оставаясь честными. Присутствие в фильме такого количества подростков не оставляет мне шанса схалтурить. Не только содержание, но и метод съемки подразумевает очень высокую степень искренности».
Креативный продюсер картины Борис Хлебников отмечал, что сценарий «Каникул» ему настолько врезался в память, что он вспоминал его на протяжении нескольких месяцев: «Получилось абсолютно современное, самобытное произведение про живых людей с невероятной фактурой. Основную ткань фильма составляет сочетание нежной лирики и юмора, какое я давно в нашем кино не встречал».
Ностальгическая атмосфера прощания с летом и детством подтолкнула зрителей и критиков к сравнению «Каникул» с картинами Сергея Соловьева: «”Каникулы” упорно сравнивают с корпусом детских фильмов Сергея Соловьева, в частности, с хрестоматийным «Сто лет после детства». Есть в этом своя правда, но стоит сместить фокус в другую сторону — и получится уже “Доживем до понедельника”» (Максим Гревцев, Кино-театр.ру).
Режиссер «Каникул» Анна Кузнецова — выпускница факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и режиссерского факультета Московской школы кино, где ее кураторами были Алексей Попогребский, Борис Хлебников и Денис Клеблеев. Режиссер игрового и документального короткого метра. Документальная картина «Достояние республики» завоевала специальные призы кинофестивалей «Движение» и «Флаэртиана». Короткометражный фильм «Шесть два восемь» (2018) получил диплом «Кинотавра» «За героиню» и был показан на фестивалях во Франции, Германии, Чехии, Польше, Эстонии, Португалии и других странах. «Каникулы» — режиссерский дебют Анны Кузнецовой в полнометражном кино.