18 июня 2025 г., Санкт-Петербург – 18 июня в рамках ПМЭФ-2025 состоялась дискуссия «Экосистема талантов: новая кадровая архитектура для киноиндустрии будущего», организатором которой выступила Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Приглашенные эксперты обсудили проблему кадрового дефицита в индустриях кино и анимации. Модератором сессии выступила исполнительный директор АПКиТ Ольга Жукова.
Кинематограф и анимация – одни из наиболее динамично развивающихся направлений креативной экономики. Тем не менее, сегодня они сталкиваются с серьезным дефицитом квалифицированных кадров по всем направлениям – от сценаристов и режиссеров до специалистов второго и третьего эшелонов. Спикеры отметили, что основные вызовы – это низкий уровень информированности о профессиях в сфере кино и анимации, ограниченный доступ к профильному образованию, а также разрыв между потребностями индустрии и актуальными образовательными программами. В ходе дискуссии также состоялась презентации значимых для решения этих проблем проектов – «Кинопрофи» и «Подслушано с киноиндустрией».
Обсуждение началось с темы профильного высшего образования, которое обучает специалистов основных кинопрофессий. В ходе беседы директор Института кино НИУ ВШЭ Александр Акопов рассказал о подходе в работе ВУЗа: «Главное отличие нашей программы – ее практическая ориентированность, большая часть всего, что мы делаем со студентами, – это практические занятия. Мы стараемся их максимально индивидуализировать, мы жестко придерживаемся принципа, что, например, занятия по драматургии у нас проходят в группах по шесть человек, иначе просто невозможно серьезно говорить о качестве образования. Так они могут регулярно общаться с преподавателями, показывать свою работу и получать обратную связь».
Дмитрий Котов, декан факультета «Высшая школа креативных индустрий РЭУ им. Плеханова», рассказал, что в учебном заведении есть программы, в том числе, и по тем специальностям, которые неочевидны для сферы кино. «Современная киноиндустрия постоянно дает новые карьерные возможности для специалистов: увеличение объема контента и импортозамещение влекут за собой не только увеличение числа творцов, но и рост спроса на сервисные профессии – маркетологов, рекламистов, пиарщиков, дизайнеров, так как количество производимого контента растет и зрителю нужна «приманка» в большом потоке новинок. Также стоит отметить, что новые технологии в кинопроизводстве рождают совершенно новые профессии, например, специалист в области виртуального кинопроизводства, промпт-инженер и другие. Наша Высшая школа креативных индустрий РЭУ как раз сконцентрирована на подготовке таких специалистов», – заявил Дмитрий Котов.
Ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ) Екатерина Сазонова рассказала о новшествах в ВУЗе, в частности, об учебнике «Кинопроизводство»: «Эта идея возникла полгода назад у нашего члена Попечительского совета, продюсера Виктора Будилова. Мы, как вуз, который занимается кинообразованием и понимает важность фундаментальных учебных материалов, конечно же, идею поддержали. Уникальность этого учебника в том, что это синтез теории и практического опыта, потому что он является совместным проектом АПКиТ, нашего вуза, Института кино НИУ ВШЭ и киношколы "Студии 24". А это значит, что материалы разрабатываются профессорско-преподавательским составом совместно с действующими профессионалами отрасли. В нем будут отражены как вертикальные, так и горизонтальные связи внутри кинопроизводства. Структура учебника включает в себя историю киноискусства, кино как бизнес, творческие, технические и художественные аспекты кинопроизводства, правовые основы кинопроизводства, производственные группы и цеха, этапы кинопроизводства, музыка в кино, юридическое сопровождение, бухучет. В августе должен быть первый драфт этого учебника». Также, по словам спикера, СПбГИКиТ на протяжении пяти лет занимается кинообразованием по профессиям второго звена в регионах. За эти годы в рамках проекта было выпущено порядка 500 человек в 14 регионах России по 16 направлениям. Результатом этого стала база данных всех выпускников, размещенная на сайте Молодежного союза кинематографистов России.
Безусловно, острая нехватка кадров ощущается и в профессиях второго и третьего эшелонов. Киношкола «Студия 24» – одна из немногих киношкол, которая обучает этим специальностям. Ее сооснователь и генеральный продюсер студии LookFilm Александр Плотников рассказал, что в индустриальном образовательном центре студенты обучаются по более чем 20 специальностям, которые востребованы в кино. «Киношкола была открыта 4 года назад и появилась из-за катастрофической нехватки специалистов второго и третьего звена, а именно среди художников по гриму, костюмам, локейшен-менеджеров, осветителей, декораторов, ассистентов художников-постановщиков, ассистентов по реквизиту, монтажеров и других. Это единственная киношкола, которая готовит для рынка подобных специалистов. За последние три года мы выпустили 245 специалистов, из которых в индустрии занято не менее 70%», – рассказал Александр Плотников.
Говоря о необходимости системного и двустороннего подхода к решению проблемы нехватки специалистов в кино, спикер представил первый в российской киноиндустрии кадровый софт «Кинопрофи», который позволит кинематографистам искать новые таланты, а талантам предлагать себя. «Сервис поможет специалистам кинопроизводства заявить о себе, а продюсерам — оперативно и качественно собрать команду для съемок любого формата и масштаба. Цель сервиса — задать отраслевой стандарт в коммуникациях и подборе кадров в сфере производства российского кино. Сейчас платформа работает в закрытом режиме, официальный релиз запланирован на осень 2025 года», – отметил Александр Плотников.
Генеральный продюсер и сооснователь кинокомпании «Триикс Медиа» Инесса Юрченко отметила важность привлечения к работе в киноиндустрии тех, кто проходил военную службу, особенно – вернувшихся после СВО: «В кинокомпании «Триикс Медиа» много сотрудников, которые в прошлом проходили военную службу. Особо хочу отметить ребят, вернувшихся после СВО. Они очень организованные и отлично работают на наших проектах. Поэтому всем, кто связан с киноиндустрией, советую обратить на это внимание. И не важно в каком они были звании или из каких силовых структур. Это уникальные люди с невероятной жизненной энергией. Для них любая задача по плечу».
Развитие регионального кинематографа все равно является неотъемлемой частью развития кадрового потенциала. Продюсеры кинокомпаний, входящих в АПКиТ, ставят амбициозные цели по решению этой задачи. Как локальные образовательные инициативы и практикоориентированное продюсирование становится реальным стартом для новых специалистов в кино даже без профильного образования, рассказала генеральный продюсер группы компаний «ФОРМАТ ТВ» Оксана Барковская. В прошлом году на базе Дальневосточного федерального университета совместно с Оксаной Барковской был создан образовательный модуль. По словам спикера, первый поток проходил с октября по декабрь 2024 года, второй запланирован на июнь этого года. «В регионах нет институтов, которые бы обучали специалистов. У нас был запуск первой части модуля на базе ДФВУ, в результате было выбрано 7 проектов, из которых некоторые запущены в производство. Сейчас готовится второй блок программы для представителей второго эшелона. Мы будем помогать ребятам получать гранты и поддержку. Все кинопроизводство будет вестись кадрами из регионов. Это наша принципиальная позиция. У нас талантливая страна и важно, чтобы у ребят была мечта и оставалась, что, живя в своем регионе, можно быть частью мира кино», – отметила Оксана Барковская.
Продолжая тему регионального кинопроизводства, генеральный продюсер студии Team Films Теймур Джафаров отметил: «Все наши действия, которые мы делаем, все правильные и ведут к прогрессу. Но, приезжая из одного региона в другой, мы сталкиваемся с тем, что нет единообразия, а это очень важно. Методики преподавания в регионах разнятся. Мы получаем талантливые, перспективные и молодые кадры, но каждый из них в своем представлении, в том, как их научили. И если мы создадим платформу в методологии, где мы, приезжая в любой регион, понимаем, что кадры будут соответствовать нашим потребностям, приведет к тотальному и самому большому прогрессу в виде рывка».
Следующей темой обсуждения стала ситуация на рынке труда индустрии анимации. По словам председателя совета директоров киностудии «Союзмультфильм» и генерального директора Киностудии им. Горького Юлианы Слащевой, в отрасли занято 5 тысяч человек, а сам темп роста рынка снизился после ухода иностранных игроков: «Рынок анимации измеряется не только часами произведенного анимационного контента, но и объемом лицензионных продаж. То есть тем объемом анимационных персонажей, брендов, которые были реализованы. Из-за ухода иностранных компаний эта часть рынка значительно просела. Кроме того, отрасль нуждается в собственном программном обеспечении. По этому поводу мы ведем диалог с государством».
Спикер отметила, что анимация – это симбиоз креатива и технологий, и если у специалиста развиты обе составляющих, то он может подняться на вершину успеха. По ее мнению, обучение нужно делать более практикоориентированным, так как отрасль очень технологична и быстро развивается: «Что мы делаем в "Союзмультфильме"? У нас есть несколько "Союзмультклубов", куда дети приходят заниматься азами анимации, могут попробовать создать мультфильм. Мы начинаем с простых опытов в прикладной анимации и дальше учим их базовым принципам вплоть до 17 лет. Далее мы сотрудничаем с целым рядом ВУЗов, где есть обучение профессиям из сферы креативных индустрий, а еще лучше – профильные факультеты. Следующий этап — это обучение профессионалов. Мы берем ребят с базовым, уже полученным образованием режиссерским и доучиваем их на своих курсах на "Союзмультфильме" в течении двух лет, которые ведут мэтры анимационной отрасли. Следующий этап — это обучение педагогов, здесь у нас также разработана программа».
По словам Юлианы Слащевой, на Киностудии им. Горького также запущен процесс образования: «Нам нужны очень кадры. Мы вынуждены научить тех, кто будет стоить меньше, а вырастут и заработают уже вместе с нами». Кроме того, спикер анонсировала проведение в этом году первой премии «В кадре. Цех»: «Это премия для тех профессий в кино, кто остается за кадром. Приоритет мы будем отдавать дебютантам и молодым командам, у которых получился первый, второй или третий фильм».
О специфике работы на ТВ рассказала заместитель генерального директора Марина Белова. Для специалиста важно заниматься любимым ремеслом, а задача работодателя – помочь ему в этом, убеждена спикер: «Мы часто слышим фразу: "Я хочу работать на телевидении или в кино", но в большинстве случаев новички в этой сфере не имеют четкого представления, в какой профессии. Обязательным условием успеха является осознанность выбора и любовь к тому, чем ты занимаешься. Поэтому когда человек приходит в нашу телекомпанию, он начинает свое знакомство с кино и ТВ с социологической службы. Потому что это основа, необходимо сразу представлять свою ЦА и ее поведение. После он погружается в деятельность остальных департаментов и, возвращаясь к своему наставнику, рассказывает о своих впечатлениях от каждой специальности, а также мы получаем обратную связь от ребят, которые его обучали, выявляем сильные стороны, и на этом этапе появляется определение себя как специалиста конкретной профессии, появляется первичное осознание своего предназначения. И уже после можно начинать обучение в конкретном подразделении. Это была основа, потом мы сделали специальные мастер-классы и квесты для разных целевых групп и задач – это конструктор, который мы собираем по-разному и углубляем специалиста в то направление, в котором он хочет развиваться, и где лучше всего проявляется».
В продолжение разговора, эксперт подчеркнула, что индустриально важно создать кадровую платформу, в которой были бы собраны все специалисты. По ее словам, это значительно облегчит поиск новых кадров: «Все спикеры сегодня – фанаты своего дела, и мы можем объединить наши усилия. Например, человек, который прошел стажировку на Пятом канале, решил углубиться в кино. Было бы правильно создать базу данных, где мы могли бы этими специалистами обмениваться, потому что эти люди, если их вырастить, бесценны».
Говоря об учебных материалах, Марина Белова обратила внимание, что формат подачи знаний не менее важен, чем самое содержимое образовательного контента: «Мы должны учитывать, что само потребление знаний сейчас поменялось. Поэтому, чтобы обучающие поскорее ощутили на себе "магию кино", предлагаю сделать и визуальные пособия к учебному пособию: короткие ролики, например, словарик телевизионного социолога, стратегии программирования на ТВ, ролики про интересных личностей индустрии, кинематограф Советского Союза и так далее».
Для решения кадрового вопроса в индустриях кино и анимации необходимо также работать с общим образованием, считает продюсер и генеральный директор «ХитФильм Продакшн» Анастасия Шипулина: «Эта тема очень важная, потому что мы нуждаемся в кадрах. На мой взгляд, важно обращаться внимание на школы, потому что это тот базис, который в будущем позволит не тратить время на какие-то общие знания и сразу начать действовать. Поэтому я преподаю выпускникам школ, читаю лекции по профессиональному образованию тем, кто еще знает, куда пойти учиться и пытаюсь рассказывать и объяснять наше ремесло изнутри».
Подводя итоги сессии, исполнительный директор АПКиТ Ольга Жукова отметила, что одна из основных причин кадрового дефицита в кино и анимации – недостаточная популяризация профессий, которых в индустриях свыше ста. Для решения этой проблемы АПКиТ совместно с киношколой «Студия 24» реализует некоммерческий проект «Подслушано с киноиндустрией», который расскажет о кинопрофессиях. Цель проекта – максимально подробно раскрыть суть каждой специальности через реальные кейсы действующих сотрудников сферы кино и показать индустрию производства контента как сферу, где каждый, независимо от начальной точки, может найти свой путь и реализовать свой творческий потенциал. Премьера «Подслушано с киноиндустрией» состоится в конце лета эксклюзивно на странице АПКиТ в VK Видео.
Фотографии предоставлены пресс-службой
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.