Сочетание вечного и повседневного: улицы Москвы XVII века на выставке Государственного Русского музея на ВДНХ

Новости

Сочетание вечного и повседневного: улицы Москвы XVII века на выставке Государственного Русского музея на ВДНХ

Сочетание вечного и повседневного: улицы Москвы XVII века на выставке Государственного Русского музея на ВДНХ

Среди экспонатов выставки «Образ Москвы в русском искусстве из собрания Государственного Русского музея» есть две картины, изображающие московские улицы XVII века. Полотна Аполлинария Васнецова и Андрея Рябушкина не только позволяют ощутить колорит столичной жизни четыре века назад, но и отражают большой интерес к старой самобытной Москве среди художников конца XIX — начала XX века. 

На рубеже XIX–XX веков в творческих кругах России были популярны мотивы русской стари­ны: исто­рии, быта, фольклора, повседневной жизни и праздни­ков. Художников, писателей, ученых интересовало, как выглядела Москва в допетровский период. Историей Москвы всерьез увлекся и Аполлинарий Васнецов, постепенно этот интерес перерос в серьезную научную работу. Вас­не­цов стал на­сто­я­щим зна­то­ком древ­ней сто­ли­цы: он изу­чил ста­рин­ные кар­ты, вос­по­ми­на­ния, от­че­ты о рас­коп­ках и на их ос­но­ве вос­про­из­вел об­лик Моск­вы ушед­ших ве­ков. Аполлинарий Михайлович создал немало колоритных живописных и графических работ, по которым мы можем получить живое представление об облике древней столицы.

Картина «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века» написана Васнецовым в 1900 году и отражает историческое представление о допетровской Москве как о деревянном городе. Городской пейзаж полон тревоги — ее передает и острый, устремленный вверх силуэт улицы, и низкое облачное небо. Улица заполнена домами, церквями, звонницами, торговыми рядами, частоколами и народом. У часовни на углу толпа — там глашатай зачитывает свиток: на Москву надвигаются польско-литовские войска. Эта улица в Китай-городе вскоре исчезнет, а страна переживет Смутное время.

Питал глубокий интерес и любовь к Москве ушедших эпох и художник Андрей Рябушкин. Предметом исследования мастера также была допетровская Русь — уклад ее жизни, костюмы, праздники. Живописец изучал памятники древнерусского зодчества, русский быт и народное искусство, древнерусскую литературу и каллиграфию, фрески древних храмов. Художник выработал собственный стиль в живописи, отличительными особенностями которого стали яркие звучные цвета и декоративность.

Картина «Московская улица XVII века в праздничный день» представляет как бы выхваченную из жизни сценку, рисующую быт и нравы людей далекой эпохи. Художник не стремится к философским или социальным обобщениям. Главная прелесть произведения заключается в непосредственности замысла автора, сумевшего придать изображению поэтичность и одновременно реалистическую убедительность.

Выставка «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея» — проект Государственного Русского музея, подготовленный в сотрудничестве с Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы и ВДНХ.

 

Пресс-служба ВДНХ

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь