Среди экспонатов выставки «Образ Москвы в русском искусстве из собрания Государственного Русского музея» есть две картины, изображающие московские улицы XVII века. Полотна Аполлинария Васнецова и Андрея Рябушкина не только позволяют ощутить колорит столичной жизни четыре века назад, но и отражают большой интерес к старой самобытной Москве среди художников конца XIX — начала XX века.
.jpg)
На рубеже XIX–XX веков в творческих кругах России были популярны мотивы русской старины: истории, быта, фольклора, повседневной жизни и праздников. Художников, писателей, ученых интересовало, как выглядела Москва в допетровский период. Историей Москвы всерьез увлекся и Аполлинарий Васнецов, постепенно этот интерес перерос в серьезную научную работу. Васнецов стал настоящим знатоком древней столицы: он изучил старинные карты, воспоминания, отчеты о раскопках и на их основе воспроизвел облик Москвы ушедших веков. Аполлинарий Михайлович создал немало колоритных живописных и графических работ, по которым мы можем получить живое представление об облике древней столицы.
Картина «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века» написана Васнецовым в 1900 году и отражает историческое представление о допетровской Москве как о деревянном городе. Городской пейзаж полон тревоги — ее передает и острый, устремленный вверх силуэт улицы, и низкое облачное небо. Улица заполнена домами, церквями, звонницами, торговыми рядами, частоколами и народом. У часовни на углу толпа — там глашатай зачитывает свиток: на Москву надвигаются польско-литовские войска. Эта улица в Китай-городе вскоре исчезнет, а страна переживет Смутное время.
Питал глубокий интерес и любовь к Москве ушедших эпох и художник Андрей Рябушкин. Предметом исследования мастера также была допетровская Русь — уклад ее жизни, костюмы, праздники. Живописец изучал памятники древнерусского зодчества, русский быт и народное искусство, древнерусскую литературу и каллиграфию, фрески древних храмов. Художник выработал собственный стиль в живописи, отличительными особенностями которого стали яркие звучные цвета и декоративность.
Картина «Московская улица XVII века в праздничный день» представляет как бы выхваченную из жизни сценку, рисующую быт и нравы людей далекой эпохи. Художник не стремится к философским или социальным обобщениям. Главная прелесть произведения заключается в непосредственности замысла автора, сумевшего придать изображению поэтичность и одновременно реалистическую убедительность.
Выставка «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея» — проект Государственного Русского музея, подготовленный в сотрудничестве с Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы и ВДНХ.
Пресс-служба ВДНХ