«Гранатовый сад» из программы основного конкурса игрового кино после показа в Минске занял одну из лидирующих позиций в зрительском рейтинге Минского международного кинофестиваля "Лiстапад". Но после премьеры зрители не только активно голосовали, но и участвовали в обсуждении картины с представляющим ленту продюсером Али Иса Джаббаровым, задавали вопросы и шутили. Как выяснилось, схожесть с «Вишневым садом» А. П. Чехова не единственная изюминка фильма, отмечается в пресс-релизе Минского кинофестиваля.
О картине Ильгара Наджафа из описания можно понять немногое: сюжетом и названием он перекликается с известным произведением русской классики, но это – лишь канва, на которую нанизаны яркие визуальные символы и уникальные для Азербайджана смыслы.
«Сначала Ильгар Наджаф написал 5-страничный синопсис. Только когда он начал работать над сценарием, Чехов стал проявляться – все больше и больше. Это не экранизация «Вишневого сада», это вдохновленная «Вишневым садом» работа», – делится деталями творческого процесса Али Иса Джаббаров.
Сочная детальная картинка, тёплые цвета и широкий с несколькими фокусами кадр – вот что сразу цепляет глаз внимательного зрителя. Ум и чувства откликаются на разворачивающуюся в этих декорациях глубокую частную и общественную драму.
Шамиль – старый хозяин сада, тот самый чеховский помещик, живущий и цветущий вместе с побегами своих деревьев. Деревья – это семья, корни. Вот только один его сын погиб, а второй пропал 12 лет назад, оставив с отцом свою жену Сару с младенцем Джалалом на руках. Соседи завидуют Шамилю и мечтают выкупить его сад, чтобы уничтожить и построить на его месте заводы. Сара растит сына одна и вдруг узнает, что тот не различает красный цвет: плоды граната, гордости семьи и нации, он видит черными как смоль. Время идет, 12-летний Джалал становится умен не по годам. Жизнь идет своим чередом, но в одну ночь всё в этой маленькой семье меняется, потому что воскресает тот, кого давно перестали оплакивать: отец Джамала Габиль возвращается с заработков.
Все в растерянности, в то время как Габиль старается вести себя непринужденно. «Разве уже нет дороги к саду?» – «Многое изменилось», – сухо отвечает ему отец. «Все что у меня осталось – эти деревья», – говорит в беседе с сыном Шамиль. Это в очередной раз задевает Габиля, ведь после смерти брата одной из причин того, как сильно он изменился, стало именно отторжение отцом. «Для меня в этом доме никогда не было места», – бросает Габиль. «Мы все одна семья», – говорит Шамиль. Он злится на Габиля, но готов его простить. Только Габиль оказывается не тем, за кого себя выдает.