Адриа́но Челента́но (итал. Adriano Celentano (инф.); род. 6 января 1938, Милан, Италия) — итальянскиймузыкант, киноактёр, эстрадный певец, кинорежиссёр, композитор, общественный деятель и телеведущий. В Италии за свою манеру двигаться на сцене получил прозвище «Molleggiato» (с итал. — «На пружинах»).
Челентано является одним из самых успешных и влиятельных исполнителей в истории итальянской музыки — за всю свою карьеру он исполнил около 600 песен,[3][4] выпустил сорок один студийный альбом общим тиражом 150 миллионов экземпляров[5][6], а также снялся более чем в сорока кинофильмах. У российских зрителей пользуется большой популярностью благодаря кинокомедиям «Блеф» (1976), «Укрощение строптивого» (1980), «Безумно влюблённый» (1981) и «Бинго-Бонго» (1982).
Обладатель двух премий «Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль в картинах «Блеф» (1976) и «Бархатные ручки» (1980)[9][10]. В 1989 году был награждён высшей премией города Милана — Ambrogino d’oro[11](рус. Золотой Амвросий). В 2007 году возглавил список «100 самых ярких кинозвёзд» по версии журнала Time Out.
В честь Адриано Челентано назван астероид № 6697[en], открытый 24 апреля 1987 года.
В настоящее время певец проживает вместе с супругой на собственной вилле в Гальбьяте[15], в провинции Лекко, у подножия горы Монте Барро, а также продолжает активную творческую деятельность — новый диск Le migliori, который записан совместно с популярной итальянской певицей Миной, вышел 11 ноября 2016 года.
Родился на севере Милана в рабочих кварталах, а точнее на улице Глюк, в семье бедных апулийских крестьян. Они приехали с юга в поисках работы и удачи. Семья была дружной и очень музыкальной. Пожалуй, Адриано увлекался музыкой менее других, - гораздо более интересной казалось ему, подростку, профессия часовщика, которой он овладел, работая в мастерской своего дяди. Не закончив школу, Адриано с 12 лет начал работать подмастерьем в часовой мастерской и, возможно, остановил бы свой выбор на профессии часовщика, если бы не успех, выпавший на его долю в любительском спектакле-водевиле, где Адриано покорил зрителей уморительным пародированием молодого в те годы певца Луи Прима, на которого был внешне похож. Его начали приглашать на самодеятельные конкурсы, и в 1950 году он исполнил два своих первых "шлягера". Это время рок-н-ролла и Челентано как и многие другие начал подражать мастерам этого направления, таким как Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис. Он поёт песенки из их репертуара, подыгрывая себе на гитаре.
В 1954 году Челентано уже сам сочиняет и исполняет свои песни, а в 1955 году его приятель Микеле дель Прете приносит ему свои стихи. С этого момента они постоянно вместе работают.
В 1957 году 18 мая в Миланском Дворце спорта "Кьяччо" (Ghiaccio) проходил первый общеитальянский конкурс рок-н-ролла. Песня Челентано "Я скажу тебе "чао" стала, по единодушному мнению всех присутствовавших, настоящим украшением конкурса. Следует отметить к тому же природную пластичность Челентано, что является очень важным для исполнителя рок-н-ролла. Не зря же Адриано прозвали "Молледжато" (Molleggiato) - "весь на пружинах". На этом конкурсе он становится победителем.
В 1958 году он побеждает на фестивале легкой музыки в портовом городе Анкона (Ancona), исполнив "Твой поцелуй, как рок".
В 1959 году он исполняет песню "Бунтарь", ставшую знаменитой и давшую название его аккомпанирующему ансамблю. С этого момента Челентано признанный "рок-н-ролльщик" Италии. После чего Адриано подписывает договор с немецкой записывающей компанией "Jolly".
19 декабря 1961 года после очередного успеха на фестивале в Сан-Рэмо (вторая премия за песню "Двадцать четыре тысячи поцелуев") он организует собственную фирму грамзаписи - "Клан Челентано", собирая вокруг себя музыкантов - друзей юности. Сейчас в эту фирму входят издательство, концертное агентство, студию видео- и аудиозаписи. Работают в ней более 150 человек, а заправляет делами брат певца Алессандро. "Клан" объединил друзей, единомышленников певца.
После победы в 1962 году на знаменитом конкурсе "Канцониссимо" где Челентано представлял свою песню "Ты далеко от меня", он отправляется в гастрольное турне по Франции (успешные выступления в знаменитом парижском мюзик-холле "Олимпия") и по Испании, где он впервые получает возможность выступить по телевидению с серией собственных шоу.
В 1963 году Челентано снимается в фильме "Какой-то странный тип" вместе со своей будущей женой, известной актрисой Клаудиа Мори, настоящее имя Claudia Moroni.
В 1964 году 14 июля Адриано Челентано и Клаудиа Мори венчаются в церкви св. Франциска в Гроссето.
1966 год стал поворотным в творчестве Челентано. В этом году он приезжает в Сан-Ремо с автобиографической песней о судьбе простого миланского парня - "Парень с улицы Глюк". Эта песня была переведена на двадцать два языка, более четырёх месяцев возглавляла итальянские хит-парады - первая острая социально-политическая песня и первая песня Челентано, которая обошла весь мир. В конце 60-х годов песня "Двадцать четыре тысячи поцелуев" признаётся одной из лучших итальянских песен десятилетия.
В 1970 году, на очередном фестивале в Сан-Ремо А. Челентано вместе с К. Мори завоевывают главный приз с песней "Кто не работает, тот не любит". С годами его песни становятся более серьезными. "Высший долг артиста - протестовать против несправедливости", - говорит Челентано.
Более чем за сорок лет своей творческой деятельности Челентано выпустил более 30 альбомов общим тиражом 70 миллионов.
Помимо музыкальной деятельности, Челентано занимается и кинематографом. В 70-е годы он часто снимается в кино и сам снимает фильмы. Он снялся в четырёх десятках фильмов, а начинал он в 1959 году с эпизодических ролей рок-певцов. Из известных фильмов это фильм Федерико Феллини "Сладкая жизнь"(1960). В этих фильмах он играет самого себя - модного певца, восходящую звезду молодежной песни. И конечно же в своих фильмах он поёт. Со временем роли становятся главными, а фильмы не имеющие отношения к музыке. "Создаваемый им образ сродни персонажам народной комедии - он простоват и лукав, наивен и мудр одновременно", - говорил об Адриано знаменитый режиссер Пьетро Джерми. "В своей работе на экране он продолжает развивать характер героя своих песен, а главная - в их народности. Он настолько уверенно работает на съемочной площадке, так старается вникнуть во все стороны кинопроизводства, что мне кажется, он скоро сам станет режиссером". Так оно и случилось. В 70-х и начале 80-х годов он постоянно снимает и снимается в фильмах.
"Укрощение строптивого" собрал в прокате астрономическую сумму - 19 миллиардов лир, выйдя на второе место по общим кассовым сборам и на первое место среди итальянских фильмов.
В конце 80-х популярность Челентано стала спадать. Чтобы как-то вернуть былую славу он затеял на одном из ведущих итальянских телеканалов собственное шоу. В 1987-м году Адриано вышел эфир с вечерней программой "Фантастико". Старт оказался удачным, поэтому Челентано каждую субботу в течение длительного времени принимал знаменитостей Италии и соседних государств. Шоу закрыли лишь из-за того, что Челентано заинтересовался новым проектом - с 1999 года вместе с актрисой Франческой Нери он начал вести музыкальную шоу-программу (Francamente me ne infischio).
В 1987 году, пересилив страх к полетам, А. Челентано вместе с К. Мори все-таки прилетает в Советский Союз, в частности Москву, где дает два концерта в СК "Олимпийский". Это были его первые концерты после восьмилетнего перерыва. Здесь же он представляет свой фильм "Джоан Луй: однажды в понедельник я приду на эту землю" - "Joan Lui".
Сейчас Челентано живёт в 100 км от Милана, уединившись в своей вилле вместе с женой Клаудиа Мори, занимаясь ремонтом часов.
Он имеет троих детей: Розита, Джакомо и Розалинда.
В 2001 году снова выступает на телевидении с новым шоу "125 миллионов бредней", которое получилось недолговечным и скандальным.
Год спустя певец предлагает каналу Rai новый проект – шоу "Рок-политика" ("Rockpolitik") – и с первых же выпусков навлекает на себя гнев Сильвио Берлускони. Сатирическое "письмо премьер-министру" вывело главу правительства из себя, но именно этого Челентано и добивался – по его признанию, политиков он никогда не любил. "Я против политики. Любой политики. Без исключения", - заявил он в интервью газете "La Repubblica". После четырех выпусков "Рокполитик" прекратил свое существование.