Премьера инклюзивного спектакля «Голубое и зелёное» в Московском Губернском театре: «Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви»

Новости

Премьера инклюзивного спектакля «Голубое и зелёное» в Московском Губернском театре: «Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви»

Премьера инклюзивного спектакля «Голубое и зелёное» в Московском Губернском театре: «Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви»

«Любовь - это то, что делает человека Человеком!» - эту мудрую фразу можно назвать лейтмотивом спектакля «Голубое и зелёное», премьера которого состоялась 25 и 26 апреля на Малой сцене Московского губернского театра.

Четвёртая премьера сезона в МГТ – инклюзивный спектакль, совместный проект театра и Центра «Инклюзион» при участии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Он родился из открытой инклюзивной лаборатории «Внимание. Театр»: и режиссёр, и актёры постановки были выбраны на основании опен-колла.   В спектакле заняты актеры труппы Московского Губернского театра и актеры с особенностями здоровья Центра «Инклюзион» и других инклюзивных проектов. 

Театр под руководством Сергея Безрукова - первый, кто несколько лет назад внедрил тифлокомментирование, включение в репертуар инклюзивного спектакля - очень важный шаг по преодолению как социальных, так и психологических стереотипов.

Мудрая цитата Джэми Палионетти гласит: «Ограничения живут лишь в нашем сознании. Но если мы используем наше воображение, наши возможности станут безграничными». В спектакле режиссёра Ксении Кошкиной мы увидели, что актёры с особенностями развития могут невероятно органично и гармонично взаимодействовать с драматическими актёрами: в этой синергии творчества, труда и таланта родился замечательный спектакль, который затронет струнки души самых разных зрителей.

Слово режиссёру

На сцене – 12 артистов, половина из них – с особенностями здоровья. Для режиссера Ксении Кошкиной эта постановка также стала первым опытом создания инклюзивного спектакля. Как признается Ксения, эта работа особенна тем, что в ней пришлось быть не только режиссером, но и педагогом:

Когда разрабатывались эскизы спектакля, был кастинг - кроме артистов инклюзивных, которые подавали заявки, также мы выбирали артистов из труппы театра. Мне хотелось, чтобы пары были контрастные и при этом чтобы индивидуальности были яркие. Я старалась 50 на 50 скомбинировать артистов Инклюзиона и артистов МГТ.

Что было самым сложным при работе с особенными артистами?

Самое сложное - уделять дополнительное время тем вещам, на которые мы в обычной жизни не обращаем внимание, но это мелочи. Нужно было чуть больше внимания и терпения, чтобы учитывать особенности актеров - передвижения, работы с текстом. Придумать особые знаки, сигнализирующие актерам об их реплике, выходе на мизансцену, сделать так, чтобы получился единый ансамбль. Инклюзивные артисты - очень искренние и открытые. Потому что профессионализм дает нам умение надевать любую маску в любой момент, а инклюзивные артисты не играют - они существуют в этом. Для меня огромное удовольствие наблюдать, как они живут в этой истории.

А что было самым интересным при работе над спектаклем?

Самое интересное в том, что я утвердилась в мысли, которая посещала меня раньше: слова имеют не такое большое значение, гораздо важнее объятия, прикосновения. У нас почти вся труппа выучила дактильную азбуку. Невербальное общение гораздо важнее вербального. Весь проект - это чувство руки, плеча, чувство общего круга

Наш спектакль не столько про любовь к мужчине или женщине, - он про любовь к жизни. Про любовь как движущую силу, которая заставляет нас жить. Именно это первое чувство запускает человеческое сердце, некий мотор жизни в человеке. Неважно, сколько тебе лет, какие у тебя особенности тела и сознания, - когда мы чувствуем по-настоящему, мы все чувствуем одинаково. Наша способность любить уникальна и универсальна одновременно. Этот спектакль - история рождения и становления взрослого человека через обретение и потерю. Из этого состоит вся наша жизнь. И наши обретения и потери делают нас теми, кто мы есть.

Сергей Безруков, художественный руководитель театра, член попечительского совета Фонда «Со-единение», говоря о новом спектакле, отметил: «Для нас это очень важный опыт: впервые на нашей сцене появится инклюзивный спектакль, где играют актеры нашего театра и актеры с особенностями здоровья. Посмотрев эскиз спектакля, созданный на нашей инклюзивной лаборатории, я поразился тому, как искренне, эмоционально работают инклюзивные актеры, многие из них не уступают в органике актерам театра. Это тот самый случай, когда ограниченные возможности могут стать безграничными. Очень надеюсь, что зритель с пониманием и вниманием отнесётся к этому процессу».

«Может быть, мы тоже влюбленные?»

Драматическая основа спектакля «Голубое и зелёное» - одноименный рассказ блестящего новеллиста, сценариста Юрия Казакова. В центре сюжета - романтическая история о первой любви московского парня Алёши и девушки Лили. Трогательная робость, искренняя трепетность, эмоциональные порывы, нежность, нерешительность, сомнения и смущения…Эти чувства знакомы каждому человеку, и хотя точная наука статистика гласит, что очень редко людям удаётся сохранить отношения, зародившиеся благодаря первой любви, воспоминания о ней живут в затейливых лабиринтах нашей памяти и тёплым угольком согревают сердца даже в самые тяжёлые периоды жизни.

И хотя иногда след первой любви оказывается глубоким шрамом, - именно, пережив её, по-настоящему рождается человек. Благодаря участию актеров с инклюзией особенно ясно звучит главная идея постановки: независимо от пола, возраста, особенностей здоровья и прочих различий между нами — все мы способны любить, одаривать мир своей любовью. А все, кто любит, — равны.

Жанр спектакля определён, как лирическая комедия - хор, и это невероятно удачная находка: в каждом герое зрители узнают себя.

Работая над инсценировкой, режиссер разделила повествование на три смысловые части, в каждой из которых роли главных героев исполняют разные пары актеров.

Ксения Кошкина: «Одна из главных идей спектакля в том, что в любой момент развития этой истории может оказаться любой человек. Поэтому одна история разбита на три пары: начало любви, кульминация и развитие, и ее спад».

Первая встреча и знакомство, зарождение симпатии и интереса друг к другу, робкая искра чувства и страх, а вдруг оно не взаимно? В начале отношений Лилю и Алёшу  в разных составах воплощают Кирилл Новышев и Сергей Лобачев, Ирина Токмакова и Мила Шогина. Герои знакомятся в разгар цветущего мая, и это символично: вместе с пробуждающейся природой всей палитрой красок цветут их сердца и души. Лиля и Алёша излучают неиссякаемую энергию юности, задор и кураж.

Отношения, словно время года, развиваются стремительно: очарованные друг другом при первых встречах, герои буквально «дышат» в унисон. Влюблённым людям свойственна такая эйфория, что они не замечают ни разных интересов, ни разных темпераментов. Первый поцелуй на морозной железнодорожной станции, пылкость и нежность, смущение и стеснение… Кульминационный этап отношений Лили и Алёши во всей гамме чувств на сцене проживают Сергей Ренсевич, Анастасия Борисова и Алина Баннова.

Но пик эмоций неумолимо идёт на спад, герои постепенно отдаляются друг от друга и наступает драматический финал этой истории любви, который воплощают Дмитрий Ивлев и Алексей Ярмущик, Наталья Качалкина и Анастасия Анпилогова. Да, Лиля и Алёша не смогли сохранить своё первое чувство: они оказались слишком разными, а в силу юности и неопытности не были готовы идти на компромиссы.

Времена года - цикличность жизни

Художник-постановщик Анна Топуридзе оформила пространство с ощущением безудержной романтики и доброй ностальгии. Живописные московские бульвары и фонари, словно маяки, женственные платья и костюмы в стиле 50-60-ых, когда и было написано «Голубое и зелёное».

Времена года - отражение калейдоскопа эмоций героев, которые они проживают в самой широкой амплитуде чувств: полная надежд весна, вальс листопада, таинственная метель и… снова весна, которая словно бы говорит о том, что всё циклично. Хореограф Анна Гилунова снова и снова подчеркнула, что язык тела может быть более красноречивым, чем словесное общение, и что каждый человек уникальная индивидуальность, а любые ограничения - данность природы, но не приговор. Композитор Иван Гребенщиков написал музыку, транспонирующую эмоциональное состояние героев

Вдохновенные и одухотворённые зрители с восторгом вспоминают историю своей первой любви, ассоциируют себя с Лилей и Алёшей и задаются вопросом: «Почему-же в любви, что приходит в семнадцать, очень мало, кому повезло?»

Ирина Токмакова, исполнительница роли Лили: «Искромётная первая любовь - это мудрый урок, который помогает дальше идти по жизни. Так бывает, что первая влюблённость дарит чувство «бабочек в животе» и даёт возможность стать более мудрым, более понимающим и уважающим других людей. Мне повезло, что у меня была первая любовь. И хотя она закончилась, воспоминания о ней мне очень помогали в создании этого спектакля. Мы буквально «купались» в очень приятной детско-юношеской ностальгии.

Мой партнёр Сергей Лобачёв покорил  меня с первой встречи своим светом, добром и многогранностью. Для него «Голубое и зелёное» - не первый опыт, он участвовал в театральных постановках, также Серёжа занимается хоккеем, участвует в соревнованиях, а ещё он замечательный повар!

Мы с Серёжей очень друг друга полюбили, помогали друг другу и выполнять ряд актёрских, партнёрских задач. Наша главная задача была: любить друг друга и делать всё, о чём мы договорились.

Я очень многому научилась у своего партнёра и у всех приглашённых актёров. В первую очередь, позитиву и очень большой собранности - они во многом гораздо более сосредоточены, чем мы. Их позитив - это солнце, которое всё время светит! Я всегда с удовольствием шла на репетиции, мы очень сплотились, научились внимательности друг к другу, стали более чуткими!»

Символично, что название повести Юрия Казакова и спектакля Ксении Кошкиной перекликается с жизнеутверждающей песней на стихи Евгения Долматовского из легендарного кинофильма «Сердца четырёх»:

«Всё стало вокруг голубым и зелёным,

В ручьях забурлила, запела вода.

Вся жизнь потекла по весенним законам,

Теперь от любви не уйти никуда.

Любовь от себя никого не отпустит,

Hад каждым окошком поют соловьи.

Любовь никогда не бывает без грусти,

Hо это приятней, чем грусть без любви.

И встречи редки, и длинны ожиданья,

И взгляды тревожны, и сбивчива речь.

Хотелось бы мне отменить расставанья,

Но без расставаний ведь не было б встреч…»

Такие спектакли не только артистам, но и зрителям дарят ощущение безмятежного полёта, юношеского восторга и тёплого солнечного света, излучающего добро! В ближайшие месяцы с трогательной нежностью и светлой грустью поностальгировать о первой любви можно 23 мая и 18 июня.

 

Сказочной эйфорией первой любви вдохновлялась корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии предоставлены пресс-службой Москвского Губернского театра, фотографы - Галина Фесенко и Герман Жигунов

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь