«Телефон доверия». МХТ им. А.П.Чехова

Новости

«Телефон доверия». МХТ им. А.П.Чехова

Чей номер телефона вы набираете, когда плохо и думается, что жизнь потеряла смысл? Звоните родственникам? А если не поймут? Друзьям? Что если их вовсе нет? Есть ещё вариант – телефон доверия: позвонить совершенно незнакомому человеку, которого вы никогда не видели и вряд ли увидите. Рассказать ему всю свою жизнь, как случайному попутчику в поезде. Только есть один нюанс: по телефону – не видно глаз собеседника, равно как и его реакции на ваше душевное излияние. Он не возьмет вас за руку, не обнимет, не похлопает подбадривающе по плечу. И нельзя точно знать, что ваш собеседник делает в ту минуту, когда вы мучительно пытаетесь сформулировать причины своей депрессии. Может даже казаться, что он поглощен вашей проблемой. Но что делать, если и на том конце провода, – лишь мнимая заинтересованность и только кажущееся желание помочь? Вместо искренних советов – дежурные слова утешения и поддержки, доведенные до автоматизма и повторяемые каждому позвонившему при любых ситуациях. Доверие стучится в глухую стену равнодушия – у всех свои проблемы. Каждый замкнут в своем одиночестве. И тогда Творец разворачивает ход провидения. И случаются такие удивительные истории…
В Московском Художественном театре премьера. «Телефон доверия». Режиссер Юрий Кравец. Можно сказать, что это его режиссерский дебют работы с профессиональными актерами, до этого в 2014 году первый заместитель Табакова сделал постановку «Про любовь» со студентами Московской театральной школы О.Табакова.

В центре спектакля – человек и его история. Камерное пространство Малой сцены разделено на 3 комнаты – 3 одиночества. Своего рода равнобедренный треугольник, соединяющий линиями – телефонными проводами одиноких, нуждающихся в человеческом тепле, внимании и причастности к своей жизни людей. Время года – зима, и на душе у каждого из героев – зима. Они пытаются создать иллюзию праздника, украшая действительность разноцветной мишурой. 
Всем героям присуще определенно романтическое мироощущение. Они обижены на всех и вся, они несчастны. Для одного этот жестокий мир олицетворяет собой новая главбухша, решившая женить его, человека с «прекрасным внутренним миром, в который вторглась грубая действительность в виде баб». Вероятно, он хорошо усвоил чеховский завет: «Если боитесь одиночества, то не женитесь». Для женщины-врача Алисы (к тому же гинеколога – еще одно расстройство для ее личной жизни) мир сконцентрирован вокруг телефона, на который никто не звонит. Она живет надеждой на звонок, срывается на каждый звук. Но всякий раз приходится отвечать «Не надо сюда больше звонить. Вы не туда попали». И пока для нее это – мир растоптанных иллюзий и желаний. Ощущение себя как никому не нужной вещи. От чувства оставленности, забытости, от нехватки внимания и любви, вместо сердца – сухая окровавленная тряпка. У нее депрессия от отсутствия мужчин, у него – от присутствия женщин. Их жизнь, как мелодия, повторяющая один и тот же фрагмент на протяжении всего спектакля, протекает монотонно, в унылом однообразии и бесконечной рефлексии, саморазложении. Герои принадлежат к типу людей, которые вместо того, чтобы встать и начать делать дело, «поедают» самоанализом себя – а вместе с тем и всех вокруг. Оба хотят покончить с собой (несерьезно, разумеется, не по-настоящему, а только, чтобы отдать дань моде на самоубийства, которую у романтиков еще никто не отменял). Это люди, потерявшие внутренний мир. Внутри них сгорели какие-то датчики и затруднена коммуникация с миром – внешним и, главное, внутренним. Мир, из которого нет ответа – абонент не отвечает или временно не доступен. Раньше, когда еще вход во внутренний мир был открыт, герои сбегали туда, чтобы создать свою собственную реальность, где им было бы хорошо и не одиноко. Алиса (Ольга Воронина) спасается сном, где на время можно забыть о проблемах и своих переживаниях. Сергей Сергеевич (Сергей Беляев) был счастлив в своем мире, издавая одну поэму за одной, ездил на дорогих машинах, катался на яхте, его окружали прекрасные женщины (которые возможны, по его убеждениям, исключительно во внутреннем мире). А теперь только и делает, что злится от своей беспомощности (убегал от одной из потенциальных невест – попал под машину – очнулся – гипс), и даже петлю для самоубийства не может повесить на крюк самостоятельно. Лежит уныло на диване, мрачно глядя в потолок и периодически потягивая еду со стола, поскольку «от проклятых антидепрессантов только постоянно жрать хочется». Эти герои смотрят на мир из «замкнутых углов» и им не приходит в голову, что можно посмотреть на него с другого ракурса. 
Помочь выбраться этим «бедным, больным, несчастным, отчаявшимся» пытается служба психологической помощи при социальном отделе администрации города N. Проще говоря, «Телефон доверия», где работают такие же люди со своими проблемами и к тому же – такие же одинокие. Милая улыбчивая девушка Жанна (Юлия Ковалева) мечтает получить в наследство от какого-нибудь доброго человека квартиру, чтобы не было так до боли одиноко возвращаться после работы в съемную комнату в  коммуналке. Отвечая на звонки штампами, записанными как на пластинку, параллельно решает свои дела – важный вопрос о продаже дубленки явно волнует ее больше, чем истории «клиентов».

Студент Артем (Дмитрий Власкин), подрабатывающий в психологической службе, пытается найти свой собственный стиль общения, и это первое время кажется ему увлекательнее и интереснее, чем сами звонящие люди и их истории. К тому же у него самого есть проблема – сложные отношения с родителями. Да еще и девушки…

Их начальница Ксения Ивановна (Юлия Чебакова) – «генерал в юбке», энергичная, волевая, бойкая, сразу пресекающая нытье на другом конце провода. Голос как у советских дикторов – уверенный, громкий, способный убедить в своей правоте кого угодно. Ее девиз – «баба с возу, кобыле легче». Она и сама не делает из мухи слона, поэтому и проблемы этих людей кажутся ей раздутыми из ничего.

«- Мне никто не звонит.

- Ой, вы такая счастливица! А нам трезвонят целыми днями!».

Истории про внутренний мир вызывают у неё дикий закатистый смех, на грани истерики, который вдруг резко и неожиданно переходит в слезы. За маской сильной руководительницы скрывается лицо слабой женщины с Душой и своими проблемами, переживаниями. Оказывается, что и она (как любой человек) нуждается в заботе. Женщина, которая тоже хочет, чтобы ее пожалели, обняли или хотя бы просто обратили внимание на нее саму, а не телефонный голос…
Из комнаты Сергея Сергеевича начинают тихо, едва слышно доносится строчки из абсолютно жизнеутверждающей песни, которую так же робко, всхлипывая, подхватывают и врач Алиса, и склонившиеся друг к другу Ксения Ивановна и Жанна. Все три пространства наполняются каким-то особенным рассветным теплом «прекрасного мира», условные границы разбиваются. В этой истории наступает переломный момент, после которого спасатели из «телефона доверия» с каждым звонком всё больше соответствуют своему назначению, переходя на доверительный диалог. Незнакомый далекий человек вдруг становится совсем близким. Неожиданно обнаруживается, что «телефон доверия» находится по соседству с квартирой Сергея Сергеевича. И вот – с ним можно разговаривать уже через стенку. А вот – Артем в его квартире. И они уже вдвоем, а значит, одиночество – не приговор и его можно преодолеть, если возникает искреннее желание поддержать, протянуть руку помощи. Телефонный провод, как линия судьбы, которая распутывается и приводит в одну точку, в это пространство и всех остальных героев. Алиса неожиданно для себя находит свое «призвание» помогать людям, отвечая на звонки, поступающие на «телефон доверия». В ее потухших от обид и переживаний, заплаканных глазах вновь появляется яркий огонек жизни. Она чувствует себя нужной другим. Ксении Ивановне раздается звонок с мелодией «Только…» (с известным продолжением про рюмку водки на столе) – от мужа Тольки, который радостно сообщает, что возвращается в семью.

Так, вместо мучений, страсти с ними случается не какой-нибудь полный ужас, а наоборот – наступает счастье. Счастье и чудеса в новогоднюю ночь. И снова звучит песня, проникнутая оптимистическим, радостным мироощущением.

Если вам показалось при прочтении, что история драматически-грустная, а замкнутое камерное пространство безвоздушно, спешу разубедить вас в этом. Спектакль пронизан юмором – светлым, добрым, человечным, который наполняет малую сцену и историю безграничным воздухом, очищающим и объединяющим всех людей. В нем есть надежда на то, что возвращаясь из театра,  каждый зритель позвонит тому, кто ждет звонка, ведь жизнь – это мгновения внимательности к человеку – близкому и далекому.

А чтобы в этом убедиться, идите на премьерный спектакль в МХТ и смотрите сами, «как прекрасен этот мир!». 

World Podium © 2017.     Свидетельство о регистрции СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании "World Podium". При использовании текстовых материалов сайта, ссылка не ресурс - обязательна. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru 

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона