Военная полиция Российской Федерации - основа безопасности государства

Новости

Военная полиция Российской Федерации - основа безопасности государства

Военная полиция Российской Федерации - основа безопасности государства

Совсем скоро День защитника Отечества: этот праздник — неотъемлемая часть истории нашей жизни. В преддверии 23 февраля публикуем статью,  в которой  в деталях рассмотрены: структура военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, её функции, полномочия и ограничения деятельности.

1 декабря 2011 года создано Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, а 25 марта 2015 года президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил Устав военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.

Основным направлением военной полиции Министерства обороны РФ является защита жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также поддержание в войсках законности, правопорядка и воинской дисциплины, обеспечение безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов. Подразделения военной полиции выполняют специальные и боевые задачи в Сирии, Украине, Нагорном Карабахе.

СТРУКТУРА ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ МО РФ

Управление органами военной полиции МО РФ начинается с Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации, далее регулируется Главным управлением военной полиции. На уровне военных округов командование органами военной полиции возложено на командующих военных округов, затем на региональные управления военной полиции (по военному округу). Далее структура разделяется на комендантские направления (КУСТы), где назначается старший за каждое комендантское направление, он отвечает за своевременный сбор, анализ и передачу информации, как в сторону командования от подчинённых ему по направлению комендатур, так и наоборот.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность военной полиции Министерства обороны Российской Федерации регулируется Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральным законом № 7-ФЗ от 3 февраля 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации», изменениями в ФЗ № 61-ФЗ «Об обороне». Также, стоит отметить и то, что отражение правовых полномочий военной полиции МО РФ имеется и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ: п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ гласит, что начальник органа военной полиции является начальником органа дознания, наделён правами, схожими с правами дознавателей, но с учетом особенностей, которые распространяются на сферу воинских правоотношений. Также, в полномочия военной полиции входит проведение административных проверок в отношении военнослужащих, однако, перечень статей Кодекса об административных правонарушениях, который входит в полномочия рассмотрения военной полицией, крайне мал. Так, в этот перечень входят: часть 1 статьи 6.8, часть 1 статьи 6.9, часть 1 статьи 6.16.1, статья 6.24, статья 17.7, статья 17.9, статьи 20.5 и 20.5.1, часть 3 статьи 20.17 (в отношении объектов Вооруженных Сил Российской Федерации), частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, административное разбирательство на практике переквалифицируется в разбирательство о грубом дисциплинарном проступке, в связи с тем, что совершение административного правонарушения является правонарушением, предусмотренным статьями Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О статусе военнослужащих".

ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ

В полномочия военной полиции входит проведение разбирательств о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков, проверок по признакам совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 335, 337, 346, 347, 349, 222, 250, 332 УК РФ, однако, оперативно-розыскная деятельность в полномочия военной полиции не входит. Розыск военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений, происходит согласно межведомственных соглашений между Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Следственным комитетом и Войсками национальной гвардии Российской федерации. Органы военной полиции, согласно данному межведомственному соглашению направляют запросы, поручения и уведомления, направленные на установление данных, способствующих поиску военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений в предусмотренных статьями УК РФ. Однако, при осуществлении ограниченного спектра мероприятий, направленных на розыск вышеупомянутых военнослужащих, не является достаточно продуктивным и оперативным, что не позволяет достичь достаточно высоких результатов розыска.

  Также, органы военной полиции исполняют в рамках своих полномочий мероприятия по поручениям военной прокуратуры и военных следственных органов следственного комитета Российской федерации, военных судов: конвоирование военнослужащих, доставление военнослужащих, уклоняющихся от явки, организация охраны военных следственных отделов, военных судов, органов (зданий) военной прокуратуры, силовое сопровождение следственных мероприятий, обеспечение защиты следователей, судей, военных прокуроров, военнослужащих, являющихся значимыми свидетелями по уголовным делам.

В полномочия военной полиции также стоит отнести охрану штабов и управлений Министерства обороны Российской Федерации, так, военнослужащими военной полиции осуществляется охрана и оборона военных штабов на территориях, где осуществляются масштабные военные действия, а также, охрана и пропускной режим на территории Генерального штаба Министерства обороны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из изложенного имеется вывод, что из-за того, что структура военной полиции является достаточно молодой, она не имеет достаточно обширных полномочий по организации розыскных мероприятий, но имеет достаточно полномочий для организации правопорядка и воинской дисциплины, защиты прав и свобод военнослужащих, и лиц гражданского персонала в воинских частях, соединениях и на территориях ведомственных объектов. Однако, стоит отметить, что из-за подчинённости региональных управлений военной полиции командованию военных округов, и отсутствию прямой подчинённости Главному управлению военной полиции Министерства обороны Российской Федерации напрямую, организация развития органов военной полиции идет не достаточно быстро, в связи с тем, что обеспечиваются всем необходимым согласно общим планам войск военных округов.

 

Автор: студент Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Карпов Глеб Владимирович 

Рецензент: доктор юридических наук, профессор Егоров Николай Николаевич

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь