«Актёру важно не играть, а проживать эмоции и быть полностью включённым в процесс!» - Сергей Безруков и Владимир Машков на один день объединили свои образовательные проекты

Новости

«Актёру важно не играть, а проживать эмоции и быть полностью включённым в процесс!» - Сергей Безруков и Владимир Машков на один день объединили свои образовательные проекты

«Актёру важно не играть, а проживать эмоции и быть полностью включённым в процесс!» - Сергей Безруков и Владимир Машков на один день объединили свои образовательные проекты

2025 год – юбилейный для Олега Табакова, выдающегося артиста и педагога, воспитавшего несколько поколений талантливых учеников, 17 августа Олегу Павловичу могло бы исполниться 90 лет. Вот уже 7 лет, как он ушёл в Вечность, но дело Мастера продолжает жить в его учениках, последователях и потомках. Студентов Олега Табакова ласково называют «Цыплята Табака», многие из них давно уже «оперившиеся» птицы высокого полёта, составляющие цвет Российской культуры, сохраняющие и приумножающие великие традиции. Символично, что в юбилейный для своего педагога и наставника год его лучшие ученики, Сергей Безруков и Владимир Машков, на один день объединили свои образовательные проекты. 

Участники VII Фестиваля «Фабрика Станиславского»  (художественный руководитель и основатель – Сергей Безруков) провели  целый день в гостях у Международной летней театральной школы СТД РФ – 2025 (председатель Союза театральных деятелей – Владимир Машков).

 18 июня в Пансионате с лечением «Звенигород» СТД РФ состоялись мастер-классы и лекции, которые посетили учащиеся обеих образовательных программ. Событие объединит 125 молодых артистов, режиссеров, хореографов и студентов театральных вузов из России, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана, Армении, Франции и Южной Кореи.

Председатель СТД РФ Владимир Машков встретился с участниками «Фабрики Станиславского и Летней школы СТД и провёл для них лекцию «Эмоциональный интеллект». Художественный руководитель фестиваля «Фабрика Станиславского» Сергей Безруков провёл для участников Летней школы СТД - 2025 мастер-класс по мастерству актера. А студенты «Фабрики Станиславского» посетили мастер-класс по биомеханике режиссера и художественного руководителя лаборатории «Драматический спектакль» Летней школы СТД-2025 Искандера Сакаева.

Сергей Безруков: «Не нужно ставить цель стать известным артистом - ставьте цель стать хорошим артистом!»

Сергей Витальевич сделал особый акцент на том, что в актёрской профессии очень важна судьба и счастливый случай, что не нужно стремиться к славе и известности, а необходимо трудиться и работать над собой. Иначе случай, предоставленной судьбой, может быть не реализован.  Также Безруков предупредил молодых актёров об опасностях, которые таятся за жаждой славы и признания – это расшатывает психику и нервную систему, погружает в депрессию.

Сергей Безруков: «Мечтать не вредно – лучше работать. Наша профессия – это судьба, всегда была, есть и будет. Бывает, что человек бесконечно талантливый и школа хорошая, и обучен он профессионально, но не везёт. Режиссёры и кастинг-директоры нечасто ходят в театры, хотя бывают исключения. Иногда кастинг-директора, набирая актёров, ходят в театры, ездят в регионы, где тоже есть великолепные актёры, потрясающие спектакли. Но на это у них не всегда есть время, поэтому винить тут некого – судьба: либо случилась, либо нет. Бывает, что кто-то где-то увидел, кому-то посоветовал, но надо быть готовым к этому шансу, который тебе выпадает. Будьте профессиональными, подготовленными для того, чтобы, когда этот шанс появится, вы его использовали. Судьба – штука ветреная. Бывает, что артисты становятся известными на склоне лет. Например, Виктора Сухорукова открыл гениальный Алексей Балабанов. Но Витя и до этого был блестящим актёром. 

Если Вы идёте в профессию, чтобы быть известными, лучше становитесь блогерами. Потому что эта «гонка вооружений» ни к чему хорошему не приведёт: если у вас слабая психика, вы себя загоните. Не нужно ставить цель стать известным артистом, ставьте цель стать хорошим артистом, и тогда отбоя от предложений не будет, потому что в театре нужны хорошие артисты!»

Сергей Витальевич привёл конкретные примеры того, что далеко не все актёры являются медийными и узнаваемыми, но не в этом фундамент актёрской профессии.

Он подчеркнул, что в Московском Губернском театре очень хорошая труппа – как известные на всю страну актёры (Антон Хабаров, Карина Андоленко, Александр Тютин, Анна Снаткина), так и менее медийные актёры и актрисы – все профессионалы, которые развиваются, совершенствуются, экспериментируют.

Художественный руководитель сказал, что в отличие от многих других коллег, он разрешает своим актёрам сниматься в кино, так как сам является снимающимся артистом. Но когда это требует театр, он от многого отказывается. Важно находить баланс во всём.

Безруков честно и искренне сказал студентам, чтобы были готовы к трудностям, потому что актёр – очень сложная, зависимая и непредсказуемая профессия.

Он привёл пример, какое количество молодых актёров ежегодно выпускают театральные ВУЗы в стране и, к сожалению, обеспечить работой всех невозможно – в этой сфере царит невероятная конкуренция: «Вы должны изначально заряжать себя, что профессия станет для вас жесточайшим испытанием. Если Вы станете известными, пусть это будет приятным бонусом, но не самоцелью».

В сериале  «Плевако», который стал триумфатором сезона и получил множество престижных премий, исполнитель главной роли Сергей Безруков вместе со своей супругой, режиссёром и сценаристом Анной Матисон дали возможность сняться всем студентам Сергея Витальевича с его курса во ВГИКе. Он отметил, что начинающие актёры во время съёмок «вкусили» все тяготы актёрской профессии -  например, во время съёмок некоторых массовых сцен по сюжету была зима, а на календаре – жаркий летний день.

Он поразмышлял об органике в кадре не только профессиональных актёров, но и артистов массовых сцен, и подчеркнул, что, если зрители видят живой и органичный второй план в кино и сериалах, это не случайные люди, которые проходят мимо в момент съёмок, а подробно выстроенная вторым режиссёром жизнь и, если она фальшива и неестественна, то это очень заметно на экране.

Некоторые его студенты уже играют в спектаклях Московского Губернского театра, также он планирует дать возможность в рамках экспериментальной сцены МГТ показывать молодому поколению студенческие спектакли.

Сергей Витальевич сказал, что постарается и дальше заботиться о своих студентах – рекомендовать на кастинги, давать советы, но он не может найти каждому из них работу и взять всех в театр: они должны быть готовы к реалиям актёрской жизни и многое уметь в этой жесточайшей профессии.

Также молодые артисты спросили, насколько сложно совмещать актёрскую и режиссёрскую деятельность в одном спектакле.

На примере спектакля Московского Губернского театра «Дядя Ваня», в котором Сергей Безруков является и режиссёром, и исполнителем главной роли, он сказал, что это невероятно сложно: «Как режиссер, ты должен заниматься актерами, а не своей ролью. Когда я на сцене, я наблюдаю за своими партнерами не как  исполнитель роли Ивана Петровича Войницкого, а как режиссер, мне потом надо им делать замечания. Это тяжелейший опыт».

Кстати, в этом спектакле в роли Астрова предстаёт актёр Московского Губернского театра Антон Хабаров, популярность которого после двух сезонов сериала «Казанова», с огромными рейтингами показанного в прайм-тайм на Первом канале, выросла в геометрической прогрессии.

Сергей Витальевич рассказал, что ему предлагали главную роль в этом сериале, но график съёмок совпадал со съёмкам трилогии про Остапа Бендера, и он отдал предпочтение этому проекту. Художественный руководитель отметил, что искренне рад, что роль Казановы сыграл именно Антон Хабаров и что этот персонаж стал знаковым в его карьере. Но также Сергей Витальевич подчеркнул, что для Антона этот успех отнюдь не случаен – он большой профессионал и в театре, и в кино, и что до «Казановы» Хабаров очень много снимался, в его биографии много достойных кинопроектов и ярких театральных ролей.

Вспомнил он и о начале своей кинокарьеры: «У меня появилась возможность выбирать роли после выхода «Бригады». Но и до этого я очень много работал, на тот момент я уже играл знаковые роли в моей любимой «Табакерке» и был Лауреатом Государственной премии за роль Есенина в спектакле Театра им. Ермоловой. Моя актёрская судьба началась не с «Бригады», а гораздо раньше…»

Во время одного из вопросов Сергей Витальевич обратил внимание на жестикуляцию – нужно следить не только за выражением лица, но и за пластикой тела. А также выразил крайне негативное отношение к засилью иностранных слов в нашей речи – призвал не искажать великий русский язык чуждыми нам терминами.

Один из вопросов был по поводу внедрения в театр искусственного интеллекта.
 
Сергей Безруков:
«Спектакль никогда не повторяется, ни одна постановка не похожа на предыдущую, потому что мы с вами меняемся. Искусственный интеллект этого делать не может. У нас есть главное – настроения, впечатления, события. Поэтому никогда искусственный интеллект не сможет заменить человека и актёра. Никогда!»

Владимир Машков: «Увлечься, почувствовать, захотеть!»

Далее увлекательную и познавательную лекцию в формате диалога с аудиторией провёл Владимир Машков. Владимир Львович неоднократно обращался к цитатам Константина Сергеевича Станиславского и пояснял их на практике

Владимир Машков: «Талант - это выбор правильного слова, правильного действия. Получается, что у всех есть возможность быть талантливым, просто мы не всегда делаем правильный выбор. Один умный человек сказал, что «успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». Понимаете, сколько важен в деятельности актёра, режиссёра, драматурга момент выбора.

Мы часто говорим про «Систему Станиславского». Константин Сергеевич же считал, что такой системы нет - он говорил, что есть метод актерского существования на сцене, что воображение – это стратегическое оружие артиста. Что основа нашей деятельности – наблюдательность.

Всё контролировать нереально, но попробуйте контролировать! Через сознательную психотехнику артиста появляется подсознательное творчество органической природы: когда вы освоились на сцене, знаете цели, задачи, логику персонажа, то начинаете вырабатывать новые условные рефлексы. Вся сверхзадача – в зрительном зале, вы же слышите зрителей: момент взаимодействия с публикой – высочайшее предназначение артиста. Вы можете быть не согласны со мной, у каждого свои пути, но благодаря моим учителям я иду по этому пути».

На конкретных примерах Владимир Львович объяснил, чем эмоции отличаются от чувств: «Эмоции – это наше отношение к ситуации, то есть к здесь и сейчас, суть эмоций - рефлекс, данный вам с рождения. Чувства - отношение к человеку, к его деятельности, к проблеме во времени. Эмоции иногда подтверждает, а иногда прячет чувства. Чувства сыграть нельзя, но они появятся в ходе правильной психофизической деятельности артиста на сцене. Есть четыре темперамента, но в чистом видео они не встречаются, только могут быть при рождении. Но в процессе общения с людьми темпераменты смешиваются. Артист должен не играть, а воспроизводить эмоции. В этом основа русского психологического театра. Психология - загадочная наука, в которой по некоторым вопросам - лишь «временный договор». Но какая бы форма ни была, даже самая фантастическая, вы должны все делать точно».

Владимир Львович подчеркнул, что кино – коллективное творчество, которое навсегда зависит от артиста, и то, как он сыграл ту или иную сцену, невозможно изменить. Театр же – это постоянный рост, работа над собой.

«Артистом кино может стать каждый, потому что каждый человек может сыграть самого себя. Театр – совершенно другое искусство, там нет второго дубля, но можно расти. Неслучайно Константин Сергеевич Станиславский говорит, что у говорящего кино (кино со звуком) есть крупный план, который налагает на артиста обязанность быть точнее и подробнее в технике. Например, на крупном плане в кино движение глаз – уже мизансцена. Если актёры работают неподробно, то зрители не верят».

"Театр - это то место, которое сохраняет национальный язык"

Слово вдохновение Владимир Львович расшифровал, как «вдох нового», и обратил особое внимание молодого поколения на три значения слова воля в русском языке: свобода, простор; сила воли, способность управлять своими эмоциями, страстями; желание, в контексте "такова моя воля".

Владимир Машков вспомнил о годах своего обучения: «Я учился долго – 8, 5 лет. Сначала в Новосибирском театральном училище, где у нас была очень творческая группа, занятия проходили в картинной галерее. А дальше я поступил к Олегу Павловичу Табакову в Школу-студию МХАТ. Это середина 80-х, уже поднимался «железный занавес». И мы вместе с нашим мастером ездили в Венгрию, Англию и дальше по всему миру от Японии до Америки. Это был большой опыт, международный обмена опытом и знаниями необходим. Некоторым предлагали остаться за рубежом, но наши ребята были тогда морально устойчивыми ко всяким «соблазнам», к тому же большими патриотами. Все вернулись на любимую родину».

Владимир Машков подчеркнул важность обучения и практики в Летней школе СТД и на фестивале "Фабрика Станиславского": «Опыт - сын ошибок трудных, как сказал наш великий поэт. А здесь есть возможность и ошибаться, и находить свой путь, свое понимание профессии, поэтому, мне кажется, что такие образовательные проекты необходимы в нашем динамичном мире».

И это действительно так – важность коммуникаций и коллабораций для молодых актёров из разных городов и стран невозможно переоценить – это бесценный профессиональный опыт, фундамент, а для кого-то, возможно, и трамплин в карьере, ведь в рамках таких фестивалей и школ завязываются множество профессиональных знакомств.

Конечно, возможность практиковаться у лучших актёров и режиссёров – уникальна. Сергей Витальевич и Владимир Львович – не только выдающиеся актёры, режиссёры и руководители, но и замечательные педагоги, которые колоссальное внимание уделяют молодому поколению, яркие примеры "харизматичной легитимности", основанной на выдающихся качествах лидера, вызывающих уважение со стороны последователей.

Слушать, что и как говорят Сергей Безруков и Владимир Машков, можно бесконечно –им веришь не только на сцене и в кадре, но и в жизни. Легендарное «Верю!» Константина Сергеевича Станиславского -  главное качество для педагогов.

Финалом вдохновляющего дня стал динамичный товарищеский футбольный матч, свисток к началу которого  Владимир Машков и Сергей Безруков дали совместно.

Перед началом товарищеской игры Владимир Львович  порекомендовал молодым артистам сфокусироваться не на спортивных результатах игры, а на актёрской технике – посоветовал  перевоплотиться в профессиональных футболистов и прожить на поле их эмоции!

Что очень символично - и Сергей Безруков, и Владимир Машков всей своей творческой деятельностью демонстрируют, насколько важно не играть, а проживать эмоции, быть полностью включённым в процесс – в этом и есть правда и ничего кроме правды, основа Русского психологического театра и «Системы Станиславского».

 

Автор текста, видео - Бурулева Юлия

Фотограф - Абдуллаева Ирина

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь