В далёком 1983 году драматург Александр Гельман написал пьесу «Скамейка», её путь к зрителям был непростым, но стойко выдержал все испытания - за 40 лет произведение неоднократно инсценировалось не только в России, но и за рубежом, и очень полюбилось публике. Пока существует человечество, во взаимоотношениях Мужчин и Женщин будут актуальны те же вопросы и проблемы, что волновали наших предков столетия назад: эпохи меняются гораздо стремительнее, чем человеческая личность.
Постановка - режиссёрский дебют на театральной сцене знаменитого кинорежиссёра, сценариста и продюсера Алексея Мурадова, автора фильмов «Змей», «Человек войны», «Ночные сестры», «Двое под дождем», «Течет река Волга», сериала «Жуков».
На главные роли в спектакле Алексей Мурадов пригласил блистательных актёров Театра Олега Табакова, Алёну Лаптеву и Евгения Миллера, которые являются признанными мастерами сцены. Героями «Скамейки» являются два непохожих друг на друга человека - Она и Он, Мужчина и Женщина, запутавшиеся в своих судьбах и заблудившиеся в лабиринтах своего сознания.
Подвыпивший мужчина пытается найти компанию в лице женского пола для того, чтобы вместе скоротать вечер и приятно провести время. Случайно или неслучайно на его навязчивые ухаживания откликается яркая, эффектная женщина, с широко распахнутыми глазами и добродушной улыбкой. Вдруг оказывается, что это их не первая встреча…
На первый взгляд, всё очевидно: импозантный ловелас ищет приключения и находит их в лице обаятельной разведённой женщины, матери-одиночки, которая каждый вечер в парке пытается встретить того единственного, который уж точно будет на всю жизнь и с которым она никогда не совершит тех же ошибок, что с первым мужем.
Но интуиция нас обманывает: на самом деле всё гораздо сложнее, чем кажется.
Она совсем не так наивна и беззащитна, какой показалась в начале, в разных обстоятельствах героиня превращается то в проницательную леди, то в подозрительную женщину-следователя, которая не остановиться ни перед чем, чтобы добраться до истины, а в какой-то момент в ней снова просыпается хрупкая, сентиментальная девочка, которая грезит о беспечном счастье и воздушных замках - загородном доме и уютном семейном гнёздышке.
Он - отнюдь не безнадёжный мачо, а скорее ранимый, трогательный мальчишка, который прячет за вымышленными именами и историями личную боль и драму: мужчина настолько запутался в своих сомнениях, соблазнах и страстях, что, кажется, сам начинает верить в ту ложь, в которой пытается убедить героиню.
Благодаря камерному пространству сцены все зрители чувствуют себя частью происходящих событий - они словно гуляют по атмосферному парку с яркими фонарями и наблюдают за героями, а, может быть, узнают в них себя.
Скамейки на сцене две - согласно оригинальной задумке режиссера и художников (Екатерина Татарская и Андрей Бендюк), они движутся: то сходятся, то расходятся, то начинают вращаться по сцене или вокруг своей оси, словно символизируя цикличность жизни и то, что как ни крутись, невозможно убежать от самого себя. Порой они становятся «Скамьей подсудимых», а персонажи меняются «ролями», становясь то судьями, то обвиняемыми.
«Скамейка» в постановке Алексея Мурадова - прекрасный психологический тренинг, в котором каждый герой прорабатывает свои незакрытые гештальты и помогает зрителям понять и принять самих себя.
Как часто наши иллюзии разбиваются об айсберги реальности? Как часто мы воспринимаем людей не такими, какие они есть, а такими, какими «нарисовало» их наше воображение? Но разве другие люди виноваты в том, что не оправдали наших ожиданий?
Два актёра на протяжении всего действия удерживают внимание публики. Алёна Лаптева и Евгений Миллер во всей гамме чувств воплощают на сцене рандеву Женщины и Мужчины, которые дополняют и отражают друг друга, а не ведут мифическую борьбу за лидерство, отчаянно пытаясь доказать, что один прав, а другой виноват.
Художник по костюмам Ольга Лукина детально продумала харизматичный внешний облик Фёдора (он же - Коля и Юра) и трогательный романтизм Веры. Ярким акцентом являются эффектные туфли и сумочка красного цвета, а на финальных поклонах женственное синее платье в горох молниеносно превращается в яркое-красный вечерний туалет, словно говорящий о том, что Она каждый день своей жизни мечтала встретить своего принца и заранее готовилась к этой встрече!
Без этих качеств невозможны отношения людей не только друг с другом, но и с самим собой - в одной из ключевых сцен Вера говорит Фёдору о том, что он потерял уверенность в себе и от этого утратил жизненный фундамент. А ведь и правда: нам необходимы и уверенность в себе, и вера в нас других людей, это то, что окрыляет, вдохновляет, мотивирует.
Такие спектакли, как «Скамейка», никогда не утратят актуальность. И пусть сейчас, в динамичном 21 веке, редко кто ищет свою судьбу в Центральном парке культуры и отдыха, всё чаще используя для этого социальные сети, проблема человеческого одиночества, пожалуй, стоит ещё острее, чем раньше, а найти по-настоящему родственную душу становится всё сложнее и сложнее. Но порой именно взглянув на себя со стороны, можно осознать, что в погоне за призрачным счастьем неизбежны ошибки и что за каждым расставаньем непременно будет встреча.
Финал «Скамейки» Алексея Мурадова в восхитительном воплощении Алёны Лаптевой и Евгения Миллера открыт, в нём нет беспросветности и уныния, а есть светлый луч надежды: очень хочется верить, что у каждого из героев всё сложится так, как он мечтает, а вместе или порознь эти Мужчина и Женщина пойдут дальше по дорогам жизни, знает только Судьба...
В этом уникальном «Подвале» родился прекрасный театр, в разные годы здесь играли и играют потрясающие спектакли, которые стали неотъемлемой частью культурной истории, здесь развивались и вырастали искренне преданные искусству выдающиеся актёры и режиссёры, которых смело можно назвать цветом российской культуры.
Совсем скоро в легендарном «Подвале» на Чистых прудах начнётся реконструкция. Да, не все спектакли возможно перенести из этого камерного пространства на другую сцену - какие-то постановки неизбежно станут историей, но какой! В Театре Олега Табакова на протяжении десятилетий бережно сохраняются, талантливо прославляются и приумножаются незыблемые традиции Русского психологического театра, в котором главной ценностью, как известно, является Человек.
Атмосферой Центрального парка культуры и отдыха, раскинувшегося в легендарном "Подвале" на "Чистых прудах", вдохновлялась:
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - Ксения Бубенец/Пресс-служба Театра Олега Табакова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.