Алёна Яковлева: «Задача театра - потрясать!»

Новости

Алёна Яковлева: «Задача театра - потрясать!»

Алёна Яковлева: «Задача театра - потрясать!»

«Театр - та энергетическая субстанция, в которую ты должен полностью погружаться», - убеждена Народная артистка России Алёна Яковлева. Каждую роль Алёны Юрьевны смело можно назвать бенефисом! В сентябре на Основной сцене Театра имени Гоголя с успехом прошла премьера спектакля «Дядюшкин сон», в котором Алёна Яковлева блистает в главной роли. Год назад актриса выпустила потрясающую «Пиковую даму», сейчас репетирует в легендарной «Скамейке», также Алёна Яковлева продолжает играть спектакли на родной для себя сцене Театра Сатиры, в котором служит 38 лет, успешно снимается в кино, уделяет внимание маленькой внучке, путешествует и ведёт активный образ жизни…

В этом интервью мы поговорили с Алёной Юрьевной о театральных премьерах и восстановлении сил после спектаклей.

В сентябре в Театре имени Гоголя состоялась премьера спектакля "Дядюшкин сон". Расскажите о новом спектакле и о своей героине.

Несмотря на то, что произведение из далёкого прошлого (повесть «Дядюшкин сон» написана в 1859 году), наш спектакль - не архаика, а современный Достоевский. В постановке много смешных, ироничных моментов, но это не водевиль и не комедия. Жанр спектакля - трагикомедия: смех сквозь слёзы. Режиссёр Александр Марин великолепно использует очень востребованный сейчас ход «театр в театре», в котором безграничный простор для фантазии и импровизаций. В «Дядюшкином сне» много молодёжи, всех «мордасовских кумушек» играют молодые девушки, которые сбрасывают главную героиню с пьедестала. Моя предприимчивая героиня, Марья Александровна Москалева, очень хитрая, лицемерная, невероятно увлечённая и одержимая. Желание вырваться из Мордасова её полностью поглощает, она искренне убеждена в верности своей идее, ловко манипулирует людьми, в том числе своей дочерью, которую мы тоже сделали сильной личностью. Любовь матери к дочери разрушительная, патологическая, но при этом Москалева не забывает о личных интересах: она одержима своей идеей не только ради блага дочери, но и из соображений собственного эгоизма. 

Фото со спектакля "Дядюшкин сон"

Сценография спектакля помогает вживаться в образ? Насколько, на Ваш взгляд, эта история актуальна в современном мире?

Сценография спектакля минимальна, ничего лишнего не отвлекает от главных действующих лиц в «театре жизни». Замечательный свет, невероятно стильные костюмы, грим. Причёску для своей героини я придумала сама, осуществлена она была вместе с замечательными художниками-гримёрами театра.

В постановке присутствует эклектика, но при этом она современна. Цинизм и порок сплошь и рядом, но в конечном итоге он губит. Сейчас девушки, увлечённые идеей вырваться из глуши и безденежья, и без помощи матерей поступают таким образом. Мы никого не поучаем, но показываем: что происходит с человеком, когда он настолько безумен в своих корыстных целях.

Фото со спектакля "Дядюшкин сон"

Есть ли что-то общее у Ваших героинь в спектаклях «Дядюшкин сон» и «Лес», Москалевой и Гурмыжской?

Они похожи только в том, что обе вокруг себя устраивают своеобразный театр: это активные женщины, которыми движут очень сильные чувства. Если роль Москалевой основана на одержимой любви к дочери и желании вырваться из Мордасовского пространства, то у Гурмыжской - одержимая любовь к молодому человеку.

Да, во всех ролях видна моя индивидуальность, мои актёрские краски, моя ирония и самоирония, но это две разные героини. Москалева -  вихрь, который всё закручивает вокруг себя. Мне даже молодёжь говорит: «Откуда у вас столько энергии?»

В «Дядюшкином сне» огромное количество текста: если в «Лесе» преобладают диалоги, то в этом спектакле огромные монологи. Я очень много работала над ними, как говорят зрители, они очень разработаны. Кульминационная сцена -  монолог, обращённый к дочери, в котором синхронизируются все эмоциональные краски и безграничная гамма чувств.

Фото со спектакля "Лес"

Фото со спектакля "Дядюшкин сон"

Художественный руководитель Театра имени Гоголя Ваш брат, талантливый режиссёр Антон Юрьевич Яковлев, ему приходится буквально создавать театр с нуля. Расскажите об атмосфере, которая царит в театре.

Мне кажется, в этом есть особый интерес - в действующем театре нужно подстраиваться под сложившуюся стилистику театра или перестраивать её, а в новом театре есть возможность создать всё с чистого листа.

Антон Юрьевич Яковлев - очень творческий человек, прекрасный режиссёр, который хочет выстроить театр со своим лицом и своей репертуарной политикой. Конечно, перед ним стояла непростая задача - с таким бэкграундом сложно это осуществить. Тем не менее в прошлом сезоне он уже выпустил прекрасные спектакли - «Гроза. Искушение», «Сон в летнюю ночь», другие режиссёры выпустили в Театре Гоголя замечательные постановки - «Воскресение» и «Портрет Дориана Грея». Я очень рада, что Антон Юрьевич пригласил меня в спектакль «Дядюшкин сон», который стал второй премьерой театра, выпущенной на основной сцене. Репетиции приносили истинное удовольствие, в театре царит замечательная атмосфера. Спасибо Антону Юрьевичу, Александру Марину, Александру Самойленко, молодым актёрам, Кириллу Ковбасу и Варваре Комаровой, всем партнёрам и всей команде спектакля. Можно сказать, что в спектакле «Дядюшкин сон» сложилось всё!

Фото со спектакля "Дядюшкин сон"

Сопродюсер спектакля ваш однокурсник Александр Самойленко, Вы не впервые с ним сотрудничаете?

Мы вместе снимались в телесериале «Бухта страха», а в театре сотрудничаем впервые. Саша - очень талантливый человек, спасибо ему огромное, что он решил помочь Театру им. Гоголя.

В этом году выпускаем с Александром даже два совместных спектакля: кроме «Дядюшкина сна», в котором он является продюсером, мы репетируем спектакль «Скамейка», в котором мы с Сашей будем играть главных героев. Премьера спектакля приурочена к юбилею драматурга Александра Гельмана.

Режиссёр спектакля - многогранный Михаил Цитриняк, который поставил в Театре Вахтангова «Крик лангусты», «Медею», «Соломенную шляпку». Продюсер - Анастасия Могинова, продюсерская компания М-АРТ,  в которой я на протяжении многих лет играю в спектаклях «Взрослые игры» и «Кадриль».

Скажите несколько слов об этих спектаклях.

«Взрослые игры» - это прекрасная компания актёров, гастроли всегда в радость. И хотя моя роль в этой постановке не очень разноплановая, но в ней есть что играть. Мы всегда говорим: если после просмотра этого спектакля люди выходят и держатся за руки, передумав разводиться или преодолев какие-то серьезные разногласия, значит, мы выполнили свою миссию.

«Кадриль» - замечательная пьеса Владимира Гуркина, это блестящий драматург, добрый, честный, трогательный. Раньше я играла Раису Захаровну в спектакле «Любовь и голуби». «Кадриль» - пьеса про простых деревенских людей, кого я никогда не играла, для меня это другая грань. В «Кадрили» играет моя близкая подруга Татьяна Яковенко, моя однокурсница, с которой мы дружим более 40 лет.

В каких спектаклях сейчас Вас можно увидеть на сцене родного Театра Сатиры, в котором Вы служите 38 лет.

Я остаюсь в труппе Театра Сатиры, играю свои текущие спектакли, «Лес», «Хомо Эректус» и «Горгоны», но новых ролей после смены руководства театра у меня не было. Раз нет работы в своём театре, я честно сказала руководству, что буду играть «на стороне». Я уже не на всё соглашаюсь, мне не хочется терять драгоценное время: хочется реализовываться в тех спектаклях, которые интересны мне. Мне предлагают много антреприз, ролей в кино, но я отказываюсь, расставляя приоритеты: мне важно искать что-то новое, развиваться.  Например, в «Скамейке» мы будем искать другие нотки и краски, трогательные, лирические. Там есть и ностальгия по советским временам, и болезненный конфликт мужчины и женщины, в общем, моя любимая тема одиночества. «Дядюшкин сон» - абсолютно бенефисный спектакль, о такой роли мечтает каждая актриса.

Я ценю такие подарки судьбы, и хочу, чтобы эти роли развивались. Мы с Антоном Юрьевичем и Максимом Авериным планируем в Театре Гоголя выпустить «Тот самый Мюнхгаузен» Григория Горина.

А ещё год назад я выпустила спектакль «Пиковая дама», от участия в котором получаю колоссальное удовольствие.

Фото со спектакля "Лес"

В этом спектакле Современного Театра Антрепризы Вы играете роль «Пиковой дамы». Что Вас привлекло в этой героине? Сразу ли согласились на такой острохарактерный образ?

Мне позвонил Альберт Могинов (продюсер Современного Театра Антрепризы) и предложил роль «Пиковой дамы». Мне настолько стал интересен этот материал, что я сразу поняла: хочу участвовать в этой постановке и пойду в этот спектакль, даже если возникнут проблемы, и не ошиблась. Как всегда в процессе работы, возникали дискуссии, споры, но считаю, что наш контакт с режиссёром Олегом Ильиным сложился. И актёры в спектакле очень талантливые, творческие - Андрей Фролов, Макар Запорожский, Иван Стебунов, Анна Глаубэ и Наталья Скоморохова. 

Я предложила, что весь спектакль буду в пластической маске, голос у меня достаточно узнаваемый, у зрителей нет сомнений в том, что это я. Спектакль выстроен таким образом, что в финале они видят меня уже без маски, в привычном облике. «Пиковая дама» - история любви. Было непросто адаптировать поэтический текст, но спектакль удался во всех смыслах: это отмечают и зрители, и критики. Мне очень приятно, что за эту роль я получила награду в номинации «Лучшая женская роль» на фестивале «Амурская осень 2022». Постановка получила трёх журавлей на этом престижном фестивале (номинации - «Лучший спектакль», «Лучшая женская роль» и «Приз за режиссуру»). 

Фото со спектакля "Пиковая дама"

Оригинальный финал спектакля, говорящий о том, что «игра продолжается», как родился?

Режиссёр предлагал нам разные варианты, в итоге было решено сделать финал открытым. Остаётся знак вопроса и, наверное, это правильно. В человеке много всего: никто никогда не знает, как поведёт себя в тех или иных обстоятельствах, удержишься ли ты от многочисленных соблазнов? Актёр показывает, что происходит с человеком, когда он ступает на ту или иную дорогу.

Фото со спектакля "Пиковая дама"

Каждый образ - огромная затрата энергии, с опытом проще «переключаться»?

Энергетически я очень присваиваю себе свои театральные роли, театр - та энергетическая субстанция, в которую ты должен полностью погружаться. Например, когда я начала репетировать «Пиковую даму», у меня начались серьёзные проблемы с коленкой, затем - с зубом, а это всё признаки старости. В «Лесе» моя героиня добивается своего, она триумфатор, а Москалева в финале «Дядюшкиного сна» ломается, как кукла: она не добилась того, что так желала.

Я люблю, когда в роли есть не просто перевёртыш, а есть острота. На протяжении 23 лет я играла в театре «Модерн» спектакль по пьесе Леонида Андреева «Катерина Ивановна» в постановке Светланы Враговой. В этом спектакле у моей героини было четыре ипостаси - слом от света к тьме. Если в начале спектакля эта прекрасная «раба любви», женщина, которая пришла в этот мир танцевать, но закружилась и упала, то в финале это абсолютный распад и полное падение в пропасть, как в морально-нравственном, так и в физическом смысле. Это был потрясающий спектакль, который шёл в трёх залах: зрители в процессе действия переходили из зала в зал.

С возрастом я уже настолько умею включаться и переключаться, что становится проще «входить и выходить» в роль. Зритель должен верить, что это происходит здесь и сейчас. Задача театра - потрясать!

Путешествия помогают восстанавливать силы после спектаклей? Вспомните свою самую недавнюю поездку.

Я выкроила три дня и отправилась на горный курорт "Роза Хутор". Подруги рассказывали о нем, как о потрясающем месте, в котором можно отдыхать в любое время года. Поскольку горы я очень люблю, но ни на чем не катаюсь, то поездка в сентябре на «Роза Хутор» была идеальным решением. Тем более, что активностей на курорте хватает: это и пешие маршруты в горы, и парк водопадов «Менделиха», и качели над облаками, и родельбан, и открытый теплый бассейн с видом на горы… На территории есть парк альпак «Пача Мама», «Хаски Хутор» и этно-хутор «Шишин двор», где живут альпаки, кролики, козы, хаски, олени… Я получила огромное удовольствие от общения с ними - все животные были сытые, чистые и довольные жизнью. А еще я каждый вечер ходила в СПА и это было прекрасным завершением насыщенного, полного эмоций, дня!

Фото сняты на курорте "Роза Хутор" (фотограф - Игорь Харитонов)

Недавно Вы стали бабушкой. Как часто удаётся в активном творческом графике выделять время на общение с внучкой?

Сейчас внучке Иванне год и 2 месяца. У Маши и Вани (прим. ред. - дочь Алёны Яковлевой, актриса Мария Козакова и зять, актёр, композитор, певец Иван Замотаев) очень плотный рабочий график, у меня, к счастью, большая востребованность, поэтому нет возможности регулярно сидеть с внучкой. Помогают няни, Ванины родители. Но, конечно, для меня каждая встреча с Иванной - большая радость, отовсюду привожу ей подарочки. Она у нас девчонка с характером, очень улыбчивая, обаятельная, но при этом своенравная. Ей говорят: «Как тебя зовут?» Она говорит: «Ада!» Я прочитала: ада - это украшение и удовольствие,  переводится как украшающая жизнь, и это прекрасно!

Ваш зять - Иван Замотаев, замечательный актёр, певец, композитор, без него невозможно представить практически ни один спектакль на сцене театра «Русская песня». А какую его роль Вы особенно выделяете?

Мне нравятся все роли Ивана. На сцене «Русской песни» особенно выделяю «За двумя зайцами» в постановке Нины Чусовой. К сожалению, ещё не успела посмотреть «Тихий Дон», но, конечно, обязательно пойду. Иван - блистательный, очень талантливый артист и бесконечно талантливый музыкант. Он написал прекрасную музыку для спектакля «Лес» в Театре Сатиры, для спектакля «Последний поезд» в Ленкоме. Мне кажется, что ему обязательно нужно продолжать и композиторскую деятельность в театре.

И несколько слов о кинематографе. Где сейчас снимаетесь?

Этот год у меня больше театральный, поэтому я могу себе позволить не так много кинопроектов. Сейчас снимаюсь в семейной саге на канале «Россия», интересная роль, больше никаких секретов пока раскрыть не могу.

 

Беседовала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - личный архив Алёны Яковлевой, а также  пресс-службы Театра им. Гоголя, Театра Сатиры и Современного Театра Антрепризы

Фото сняты на курорте "Роза Хутор" (фотограф - Игорь Харитонов)

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь