Аморально-высокое искусство. Рецензия на фильм «Дом, который построил Джек

Новости

Аморально-высокое искусство. Рецензия на фильм «Дом, который построил Джек

Аморально-высокое искусство. Рецензия на фильм «Дом, который построил Джек

К творчеству датского режиссёра Ларса фон Триера можно относиться двояко: безответно любить или ненавидеть. Его фильмы не обязательно должны нравиться зрителю, они зачастую оставляют больше негативных, чем позитивных эмоций после просмотра, но сомневаться в гениальности этого датчанина никому не приходится. Каждая его картина — это событие в кинематографе.

После пятилетнего перерыва, творец создал «Дом, который построил Джек». Премьера фильма состоялась в Каннах вне конкурсной программы фестиваля и в одночасье наделала шума в мире кинематографа. Почти двести человек покинули зал, не дождавшись финала из-за чрезмерной жестокости, аморального главного героя и нигилистической направленности. «Дом, который построил Джек», как и предыдущая работа режиссера, «Нимфоманка», сюжетно построен на диалоге двух людей, в то время, как все события — флешбэки. Джек (Мэтт Диллон) рассказывает неизвестному для зрителя собеседнику свою историю кровожадных убийств, акцентируя внимание на пяти, как он сам называет, инцидентах, показавшихся ему наиболее интересными. Каждый инцидент — это отдельная глава, имеющая начало, середину и кульминацию. Но Ларс фон Триер не был бы собой, если бы просто рассказал историю маньяка, к слову, написанную невероятно изобретательно. Джек — это не только собирательный образ всех известных миру серийных убийц, в первую очередь он - автор, творец или же художник. Всю свою жизнь он мечтал стать архитектором, но по воле собственной матери стал инженером, поскольку финансово это более прибыльно. Ему уже за сорок, он одинокий социофоб. Однако, очень богатый, это и даёт ему возможность осуществить свою мечту — построить дом. И дом не просто занимает особую часть в повествовании. Дом — это метафора на любое произведение случайного автора, снова и снова разрушающего его, переделывающего с нуля до тех пор, пока творцу не удастся создать шедевр, апофеоз всех его трудов. Однако, это далеко не всё, что есть в фильме.

Картина Триера невероятно многослойная, наполненная неповторимыми образами, архетипами, историческими или культурными событиями, отдающими дань уважения мировому искусству, рождающего, зачастую, в боли, которую авторы выплескивают в свои творения. Сценарий Триера в этот раз настолько глубоко и детально проработан, что становится понятно, к чему был этот перерыв в пять лет. Первый инцидент, рассказываемый Джеком, становится началом фильма. Забитый, с испуганными глазами, Джек помогает даме в беде, глупой и эгоистичной женщине, которая вместо слов благодарности очень жестко проходится по мужскому достоинству Джека, назвав его бесхарактерным. В этот момент, сидящее ещё с детства зло, вырывается наружу, хватает домкрат и пробивает черепушку даме. С этого момента жизнь нашего антигероя обретает ещё один смысл. Так и начинается двадцатилетняя история Джека, в чьей морозильной камере будут хранится коробки с пиццей и трупы всех убитых им людей, а вовсе не пшеница с весёлой птицей-синицей. И от того, насколько реалистично, в тоже время утрированно, сделаны зверские сцены убийств, становится не по себе.

Крупными планами мучили женщин и стреляли в детей в кино ещё и до Триера. В данном случае просто эти моменты сделаны максимально качественно, с грамотной постановкой, от чего веришь в происходящее, опять-таки, помогает этому и операторская работа, в купе с актёрами. Мэтт Диллон — настоящая звезда картины, чей выдающиеся перформанс проходит через всю ленту. Его Джек лишён человеческих эмоций, отчего ему и приходиться тренироваться перед зеркалом, эмитируя людскую мимику и поведение, чтобы блестяще манипулировать ими, водя за нос.

Преимущественно все его жертвы —женщины. «Потому что с ними проще работать. Они сами идут на сотрудничество» — говорит сам Джек. Каждая его жертва могла сбежать в любой момент, спасти свою жизнь, но не стала этого делать из-за собственной человеческой глупости. Триер очень изобретательно продемонстрировал через историю своего персонажа человеческое безразличие и недалёкость. В какой-то момент Джек перестаёт скрываться, работая у всех на виду. Он свободно таскает трупы по жилым районам, общается с полицейскими и в открытую кричит на всю улицу, что он серийный убийца, в то время как представители закона просто советуют ему меньше пить и уезжают, ничего не делая, чтобы помочь женщине, вопящей на всю улицу и умоляющей о помощи. Каждый инцидент - это маленькое представление.

Джек вызывает не только негативные чувства к себе, но и очаровывает своим чёрным юмором и философскими размышлениями на темы жизни, смерти, войн, архитектуры, человеческой природы и тому подобные. Несмотря на всю низменность, аморальность и жестокость, картина, на удивление, забавляет. Триер очень ловко смог соединить всё вышеперечисленное с юмором, от чего тяжелая по своему наполнению лента воспринимается легче, чем могла бы.

Чего стоит одна только сцена, в которой Джек возвращается снова и снова в дом своей жертвы из-за обессивно-компульсивного расстройства, по десять раз проверяя каждый предмет в доме на наличие крови - помешанный на чистоте маньяк чистит полы до блеска, пока полиция подъезжает к месту преступления - безмерно вызывает в зрителе неконтролируемый смех, перерастающий в истерику. И подобное проходит через весь фильм. Безумно шокирующие вещи не вгоняют зрителя в депрессию благодаря юмору, без которого просмотр мог превратиться в настоящую муку.

Итог. «Дом, который построил Джек» — это одно большое, удивительно умное и шедевральное высказывание творца на тему искусства. Это ужасная картина, рекомендовать которую к просмотру хочется с трудом, но её гениальность оправдывает всю ту низменность и грязь, пропитывающую каждый акт, через которые обязан пройти каждый. Проблема будет лишь в самом зрителе, ведь для массового обитателя «Дом, который построил Джек» может стать просто жутко непотребной историей маньяка, в то время как люди, имеющие за своей спиной богатый культурный базис, не смогут ничего с собой поделать, аплодируя, пока будут идти финальные титры.

— «Возможно это была ошибка»

— «Что было ошибкой?»

— «Садиться к тебе в машину, вдруг ты серийный убийца. Прости, но ты очень похож на него. Хотя ты слишком бесхарактерный, чтобы подобное провернуть»

Оценка: 10 из 10

«Дом, который построил Джек» — в российском прокате с 6 декабря

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь