«Балет - это область психологических драм, это возможность углубиться в подсознание человека, в тайники эмоциональной жизни, человеческих страстей… Анна в романе - это кладезь таких страстей, которые недостижимы даже в современной литературе… И мне бы хотелось в своем спектакле затронуть то, что подвластно только балету, то, что читается между строк романа», - кратко, но емко «описывает» свое видение работы над балетом маститый хореограф.
Балет «Анна Каренина» от Бориса Эйфмана – это невероятные по структуре и уникальные по исполнению средства пластической выразительности методов хореографического психоанализа, которые Мастер и его артисты воплощают на мировых площадках.
Борис Эйфман в качестве музыкального сопровождения выбрал музыку Петра Ильича Чайковского. Затем он «заразил» своим энтузиазмом вверенный ему коллектив, в котором он «Царь и Бог». Хореограф, имеющий статус «национального достояния» не только создал, но и продолжает успешно «продвигать» хореографические приемы, по которым его и знают во всем мире.
Балеты Эйфмана – это трепетное отношение к классике, в которых танцевальная иллюстрация сюжета далеко не главное «блюдо». А вот максимальная сжатость сюжета, минимальное число действующих лиц, каждый из которых «воспроизводит» некий символ или аллегорию – это и есть «Анна Каренина» от Эйфмана.
Зритель видит сначала пролог-заставку, затем назревает главный конфликт с чередование массовых и сольных сцен, а массовка у Эйфмана исполняет «среду обитания». Герои исполняют пару монологов, через которые доносят до зрителя эмоциональное состояние не только свое, но и по сути – всего балета. А обязательные дуэты дополняют взаимоотношения между персонажами постановки.
Вся парадигма балета «Анна Каренина» Бориса Эйфмана разворачивается в первой же сцене: Анна, Каренин и Сережа, замкнутый круг игрушечной железной дороги с маленьким паровозиком. Эти предметные метафоры, которые легко улавливает зритель, и есть визитная карточка балетов Мастера. После того, как трое артистов за пару минут «описали» классический сюжет с вещественной развязкой – весь балет течет по налаженным «рельсам» эпического произведения Толстого. А искушенный кордебалет талантливо воплощает то суету светского общества, то бюрократизм государственной политики, то бездушие окружающих.
Отдельная «песня» балета – это пластическое решение дуэтов главных героев. Шесть танцев Анны с мужем одновременно «характеризуют» и ее сексуальную неудовлетворенность и его мужское чрезмерное эго. А девять дуэтов Анны и Вронского считываются зрителем сначала как интерес, затем любовное влечение, потом неимоверная страсть, с переходом в мысль на разрыв с супругом, а заканчивается «проводником» к новой жизни.
Финал балета с конструкцией в виде табуретки, сквозь которую «проходит» героиня к своему итоговому монологу – это все те же невероятные хореографические придумки Эйфмана, которые заставляют балетных и зрителей «прочитывать» Толстого именно так, как этого и хочет автор «Анны Карениной» на сцене Академического театра балета Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге.
Светлана Юрьева.
Фото – пресс-служба театра.