Борис Яковлевич Эйфман
(род. 22 июля 1946, Рубцовск Алтайского края)
— советский и российский балетмейстер, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана и Академии танца Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1998), театральных премий «Бенуа танца», «Золотая маска», «Золотой Софит» и других наград.
Биография
Образование и раннее творчество
Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в семье мобилизованного перед войной в Алтайский край из Бессарабии на строительство завода танковых двигателей[2]инженера Янкеля Борисовича Эйфмана (1906—?) и врача Клары Марковны Эйфман (урождённой Курис, 1918—1972)[3][4]. В 1951 году семья вернулась в Кишинёв, где Борис Эйфман закончил вечернюю школу и занялся балетом в студии при Дворце пионеров. В 1960 году поступил на впервые организованное в том году хореографическое отделение Кишинёвского музыкального училища по классу Рашель Иосифовны Бромберг (?—1996), одновременно перенял у Бромберг руководство хореографической студией при Дворце Пионеров (1962—1966), в которой некогда начались и его занятия танцем. Окончил Кишинёвское музучилище в 1964 году, и после безуспешной попытки поступить в Кишинёвский политехнический институт на протяжении следующего года работал артистом балета в Молдавском государственном театре оперы и балета[5]. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова.
Первые постановки Эйфман осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского, «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), — на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.
С 1971 по 1977 год Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище и продолжил постановки на сцене Ленинградского театра оперы и балета: «Русская симфония» (1973) на музыку В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. К. Щедрина, «Жар-птица» (1975) на музыку И. Ф. Стравинского, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша, «…Души прекрасные порывы» (1977) на музыку Р. Щедрина. Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии. В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент».
Собственный театр
В 1977 году Эйфману удалось создать собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте, который в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, и которым он руководит по сей день. Этот авторский театр долго не имел своего постоянного помещения. Уже в конце 1970-х годов с этой труппой Эйфманом были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes (главным образом Рика Уэйкмана), «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока, «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd (главным образом за авторством Сида Баррета), «Жар-птица» (1978) на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» (1979) на музыку А. Хачатуряна. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.
К концу 1980-х годов театр стал выезжать на гастроли в Нью-Йорк, которые со временем стали ежегодными. Репертуар театра отличался чрезвычайным жанровым разнообразием, включал спектакли по классическим произведениям русской литературы, детские спектакли и рок-балеты.
Постановки
Всего Эйфманом на сегодняшний день уже создано более 40 балетных постановок, среди которых:
1980 — «Поединок» по рассказу А. И. Куприна на музыку А. Хачатуряна
1980 — «Идиот» по мотивам одноимённого романа Ф. М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского
1981 — «Покорение стихии» на музыку Д. Д. Шостаковича
1981 — «Автографы»: «Игры» на музыку Антонио Вивальди, «Про и контра или Контрапункт» на музыку А. Г. Шнитке, «Реквием балерине» на музыку Бетховена
1981 — «Познание» на музыку Томазо Альбинони
1982 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
1982 — «Легенда» на музыку Т. Когана
1982 — «Композиция» на музыку Антона Веберна
1983 — «Художник» на музыку Франца Шуберта
1983 — «Метаморфозы»: «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя, «Предисловие к Гамлету» на музыку И. Брамса
1983 — «Каприс» на музыку Гектора Берлиоза
1984 — «Двенадцатая ночь, или Что угодно» на музыку Гаетано Доницетти
1986 — «Поединок» по рассказу А. И. Куприна на музыку В. Гаврилина
1986 — «Интриги любви» на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
1987 — «Мастер и Маргарита» на музыку А. Петрова
1989 — «Пиноккио» на музыку Жака Оффенбаха
1990 — «Человеческие страсти» на музыку Х. Сарманто
1991 — «Убийцы» на музыку И. С. Баха, Густава Малера и А. Г. Шнитке
1991 — «Реквием» В. А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишинёве в 2007 году)
1992 — «Иллюзии» на музыку К. Пети, «Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина
1993 — «Чайковский» на музыку П. И. Чайковского
1994 — «Дон Кихот, или Фантазии безумца» на музыку Л. Минкуса
1995 — «Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского на музыку С. В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского
1997 — «Красная Жизель» на музыку П. И. Чайковского, Жоржа Бизе и А. Г. Шнитке
1998 — «Мой Иерусалим» на техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка)
1999 — «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой») на музыку Л. Бетховена, Г. Малера
2001 — «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру» на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза
200? — «КТО есть КТО» на музыку И. С. Баха и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского,
2005 — «Мусагет» на музыку И. С. Баха к столетию Джорджа Баланчина
2005 — «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского по роману Л. Н. Толстого
2007 — «Чайка» по пьесе А. П. Чехова на музыку С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина
2009 — «Онегин» на музыку П. И. Чайковского и А.Ситковецкого по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
2011 — «Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне
2013 — «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» на музыку С. В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского. Кардинально новая переработка собственного спектакля «Карамазовы» 1995 года и другие.
Признание и награды
Российские награды
Государственные
1 сентября 2003 — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие отечественного искусства[9]
16 марта 2007 — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность[10]
5 мая 2012 — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[11]
28 июня 2016 — Орден Почёта — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[12]
Общественные
1998 — орден «Мира и Согласия»
Иностранные награды
1999 — Орден искусств и литературы (Франция)
2003 — командор ордена Заслуг перед Республикой (Польша)
2016 — Орден Почёта (Армения)
Звания
1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
11 декабря 2003 — Народный артист Российской Федерации — за большие заслуги в области искусства[13]
2004 — почётный доктор СПбГУП
2012 — Заслуженный деятель Казахстана — за выдающиеся заслуги по подготовке творческих кадров для Казахстана, большой вклад в укрепление культурно-гуманитарного сотрудничества Казахстана и России[14].
Премии
1998 — лауреат Государственной премии России
1995, 1996, 1997, 2001, 2005 — театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит»
1996, 1999 — российская театральная премия «Золотая маска»
1996 — премия «Триумф»
2006 — премия «Бенуа танца» в номинации «Лучший хореограф 2005 года»
2006 — премия «Человек года» Федерации еврейских общин России
2011 — Премия правительства РФ в области культуры за балетную трилогию «Иное пространство слова»
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.