23 августа в Доме кино (Васильевская, 13) состоится всероссийская премьера художественного фильма «Лена и справедливость». Это – дебютная картина режиссера Екатерины Вещевой. В российский прокат картина выходит в августе.
Художественный руководитель постановки - Андрей Кончаловский
Продюсеры: Александр Швыдкой, Дмитрий Литвинов, Равиль Салихов,
Борис Анисонян, Сергей Хахулин
Автор сценария: Елена Киселёва
Оператор: Всеволод Каптур
В ролях:
Анна Уколова
Парвиз Пулоди
Юлия Бедарева
Александр Обласов
Николай Шрайбер
Алексей Шевченков
Сергей Неудачин
Виталий Кищенко
Сабина Ахмедова
Владимир Карпук
Возрастной рейтинг: 12+
Почти в любом городе России можно найти площадь с бюстом Ленина, чучела медведей в авторитетных особняках, а в магазинах могут легко предложить «санкционочку». Только вот со справедливостью все немного сложнее, но с этим вопросом, как известно, лучше к Плотнику обращаться…
Лена – обычная женщина, втайне мечтающая о красивой свадьбе, но ее избранник волею случая лишился паспорта и теперь вместо ЗАГСа с завидной периодичностью попадает в полицейский участок. И стало уже доброй традицией, что она вызволяет его, повышая материальный статус некоторых заинтересованных лиц.
Однако, Лена – женщина с сильным характером и готова сражаться за свое счастье, любовь и справедливость хоть каждый день…
Лена и терапия,
или сценарий – как лекарство от грусти
Созданию милой, трогательной, пронизанной тонким юмором романтической комедии «Лена и справедливость» предшествовала, как ни странно, совсем не весёлая история. «Мне не поступало никакого заказа, не было предложено никаких денег, этот сценарий стал моей терапией, – признаётся автор сценария Елена Киселёва («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай», «Дорогие товарищи!»). – Я только завершила работу над сценарием, где все умерли, и было мне очень грустно. И я решила придумать что-нибудь, где всё закончится хорошо. Если бы я не ленилась сочинять описание, я бы написала повесть. А «Лену и справедливость» я написала просто, чтобы отдохнуть от того, что у меня обычно все умирают».
Историю главных героев Лены и Максуда Елена Киселёва «подслушала» у знакомых. «У меня есть дом в деревне во Владимирской области. И рабочие, которые у меня ремонт делали, рассказали, что парня-мигранта забрали, потому что у него паспорта не было. А у него тут – семья, дети. И что ему дальше делать – совершенно не понятно, – вспоминает Елена Киселёва. – А кто-то рассказывал, как какая-то тётка из ревности сдала полиции своего нелегального сожителя-молдаванина. Похожих историй действительно много, все их друг другу пересказывают, делятся с соседями, обсуждают возле прилавка в магазине… И в итоге все эти истории сложились в одну».
Главную героиню Леной автор сценария назвала не в честь себя. «Мне почему-то всегда казалось, что имя Лена – очень распространённое в возрастном срезе старше 40, и что оно очень подходит для продавщицы, – смеясь, говорит Елена Киселёва. – А затем мой муж показал мне исследование, согласно которому на тот год, когда был написан сценарий, самый типичный житель России – женщина по имени Елена Смирнова. Ей 39 с небольшим лет, она замужем, у неё двое детей и она работает в торговле». Вот так описанная в сценарии героиня действительно стала собирательным образом нашего времени.
Режиссёром картины выступила Екатерина Вещева. «Лена и справедливость» – её дебют в полнометражном игровом кино. Екатерина Вещева и Елена Киселёва – давние подруги, познакомились пятнадцать лет назад в редакции ТВ-программы «Вокруг света». Затем вместе перебрались работать к Андрею Кончаловскому. Вещева работала с Кончаловским над фильмом «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», выступила сорежиссёром документального проекта «Битва за Украину» и режиссёром монтажа фильма «Рай». «Я с разными прекрасными, феерическими режиссёрами работала, но очень мало людей думает одинаково. Даже один человек не думает одинаково. Но мы с Катей к этому приближаемся, потому что мы – одна женщина, поделённая пополам, – смеясь, признаётся Елена Киселёва. – С Катей я делюсь практически всем, что пишу. И этот сценарий ей понравился. И мне, конечно, хотелось, чтобы этот фильм сняла Катя».
«Я очень люблю читать все Ленины сценарии, потому что всегда появляется ощущение, будто ты уже посмотрел фильм. Она классно пишет, все её герои – живые, у всех – просто потрясающая речь. И, конечно, мне захотелось этот фильм сделать. К тому же он не сложный, там практически нет компьютерной графики, трюковых сцен, не очень много героев – всё для того, чтобы попробовать себя в качестве режиссёра игрового кино», – улыбаясь, признаётся Екатерина Вещева.
Очень понравился сценарий и продюсеру Александру Швыдкому, также знакомому с Екатериной Вещевой и Еленой Киселёвой со времен работы над программой «Вокруг света». «Эта история любви русской женщины и мигранта показалась мне очень милой, честной и правильной, потому что есть возможность рассказать людям, что любовь не имеет ни национальности, ни веры исповедания, что человеческие отношения сильнее всех этих придуманных обстоятельств, – делится Александр Швыдкой. – Мы давно дружим с Леной Киселёвой и Катей Вещевой и абсолютно совпадаем в видении. Основным референсом для нас в работе был фильм «Любовь и голуби»: нам хотелось и нашу историю сделать доброй, трогательной, со смешными элементами и лёгкой грустинкой. И мне кажется, что у нас это получилось».
Также в роли продюсера фильма «Лена и справедливость» выступил Дмитрий Литвинов. «В этом проекте меня заинтересовало несколько аспектов. Это и исследование обычной жизни людей в маленьких городах России, которых так много в нашей стране. В городах с населением меньше ста тысяч, где люди живут в достаточно консервативных устоях с какой-то локальной коррупцией, бандитами-рэкетирами и прочими особенностями нашей российской жизни. И исследование отношений между героями, поданное, в том числе, и через юмор. И понятие справедливости, которое является одним их основополагающих в культурном коде и философии жизни любого русского человека. А также достаточно лёгкий и позитивный финал, который даёт зрителю свет в конце тоннеля. Я это очень люблю», – говорит Дмитрий Литвинов.
А художественным руководителем проекта выступил Андрей Кончаловский. «Андрей Сергеевич дал нам несколько очень хороших советов в начале: по кастингу, по настроению, по всему. Но впоследствии поверил в нас, дал нам свободу и сказал: «С богом!» Конечно, уже после съёмок в некоторых местах он нас пожурил, но в целом сказал, что мы молодцы, и всё достойно», – говорит Александр Швыдкой. «Всё, что я знаю о кино и о том, как его делать – это Андрей Сергеевич и его киношкола: я училась режиссуре, наблюдая за его работой, – признается Екатерина Вещева. – Этот фильм не был бы возможен без Андрея Сергеевича никаким образом».
Лена и окружение, или как войти в роль, как к себе домой
Вопроса о том, кто может сыграть главную героиню, практически не возникло: все единогласно были убеждены, что роль Лены должна исполнить Анна Уколова. «Нам очень повезло, что мы нашли Аню Уколову, – говорит Александр Швыдкой. – Она абсолютно органична в этой роли, ей практически не приходилось ничего играть, Лена – это она и есть». «Да, Анна Уколова – полное попадание», – вторит Елена Киселёва. «Нам настолько всем казалось, что это её роль, и что Уколова зашла в неё, как к себе домой, что у нас многие даже спрашивали, не под неё ли мы писали сценарий, – подхватывает Екатерина Вещева. – Вот такая наша большая удача».
«Прочитав сценарий, я поняла, что мне есть, что сказать: история разворачивается в маленьком городочке, где все друг друга знают, а я сама из маленького посёлка и в этой теме – как рыба в воде, – признаётся Анна Уколова. – И в этой истории мало актёрских линий, а мне очень нравятся фильмы, где следишь, например, за одной семьей, а все остальные только добавляют её рисунок. Подкупило и то, что режиссёер Екатерина Вещева – ученица Андрея Кончаловского, которого я очень уважаю. И понимаю, что у хорошего, гениального человека плохих учеников не бывает. И автор сценария Елена Киселёва, оператор Всеволод Каптур, продюсер Александр Швыдкой – это всё такие имена, с которыми знаешь, что получится отличное кино. И то, что картина снималась при поддержке Министерства культуры, даёт понимание, что фильм выйдет качественный, на полке лежать не будет».
А вот с артистом на роль Максуда авторам картины пришлось повозиться. По словам режиссёра Екатерины Вещевой, они с самого начала решили, что это должен быть артист из Узбекистана или Таджикистана. Однако в связи с пандемией, поехать по местным театрам в поисках подходящего актёра, было невозможно. Попробовать на эту роль Парвиза Пулоди Елене Киселёвой посоветовал Павел Семенович Лунгин, у которого Парвиз снимался в картине «Братство». И в то же время на Пулоди вышла кастинг-директор фильма «Лена и справедливость» Мария Галактионова. «У себя на родине в Таджикистане Парвиз Пулоди – большой, очень известный актёр. И когда он к нам приехал, мы сразу поняли, что это наш Максуд», – говорит Екатерина Вещева.
«Я являюсь представителем интеллигентной среды таджикских людей, у которых аналогичные с моим героем судьбы. Моя мама, также как и мама моего героя, всю жизнь проработала учительницей русского языка и литературы. Большинство из моих соотечественников до сих пор живут с гимном «Союз нерушимый республик свободных сплотила на веки великая Русь, Да здравствует созданный волей народов великий, могучий Советский Союз!». И дело в том, что когда представители моего народа едут в Россию на заработки, они даже не думают, что едут в какую-то чужую для себя в страну. Но, увы, такой подход иногда им дорого обходится, – признаётся Парвиз Пулоди. – Работа над образом Максуда проходила очень серьёзно: мы много и долго обсуждали моего героя с режиссёром Екатериной Вещевой. До этого я в основном играл всяких военных, мафиозных личностей и иностранных агентов, но именно роль Максуда в фильме «Лена и справедливость» больше всего близка мне по духу. И, я думаю, что режиссёр это прочувствовала».
«С Анной Уколовой у нас не сразу сложились отношения, так как ей не совсем был понятен менталитет моего народа. Но постепенно мы сдружились и начали общаться вне площадки. Разговаривая о том о сём, мы, в итоге, стали понимать друг друга. И даже на какое-то время действительно поверили, что являемся мужем и женой, – смеясь, продолжает Парвиз Пулоди. – Вообще, работать с такими коллегами, как Александр Обласов (кстати, Саша по материнской линии тоже памирский таджик), Виталий Кищенко, Владимир Карпук, Алексей Шевченков, Николай Шрайбер, Сергей Неудачин, Юлия Бедарева, Сабина Ахмедова – большое удовольствие. А Сабина меня вообще приятно удивила тем, как она профессионально с правильной интонацией вызубрила текст на таджикском языке».
Долго искали и исполнителя на роль Плотника. «Он так интересно был написан в сценарии, что мы долго пытались понять, какой артист может все это отразить: и некое безумие, и взгляд магнетический, и вот это «то ли к сердцу прижмет, то ли к чёрту пошлет», когда не понятно, что он сделает в следующую секунду, – вспоминает Екатерина Вещева. – Виталия Кищенко предложила наш кастинг-директор, мы рискнули и отправили ему наш сценарий, хотя мне казалось, что Виталий Эдуардович вряд ли заинтересуется этой ролью. Но он довольно быстро откликнулся, сказав, что давно хотел сыграть что-то комедийное».
«Виталий Кищенко снимался у нас всего три съемочных дня. Но за эти три дня мы получили колоссальное удовольствие от его профессионализма и того, как он всё делал. В фильме есть небольшая сцена на мойке, где Плотник сидит и читает гороскоп, пока Максуд моет машину. И как же Кищенко показал все эти безмолвные переживания Плотника, все мысли и вопросы, которые возникали в этот момент в его голове. Мы оторваться не могли, глядя на него, и специально не выключали камеру, чтобы насладиться моментом», – смеясь, рассказывает Александр Швыдкой. «Мы вообще давали артистам много свободы, – добавляет Екатерина Вещева. – Сценарий написан так легко, все персонажи такие живые, что если выбрать правильного артиста, то не нужно его сильно корректировать – артист сам всё понимает. К тому же это ансамблевое кино. И мы хотели, чтобы оно и строилось на взаимодействии актёров, чтобы актёры вступили в эти реакции. И это случилось, это возникло».
Не просто было найти и троицу алкоголиков. «Сначала появился Сергей Неудачин, и мы шутили, что Неудачин – наша большая удача, действительно невероятный актёр. Затем нас поразил Алексей Шевченков, который на пробах сразу сказал, что очень хочет сыграть этого персонажа. «Я его знаю, я с ним общался, я понимаю, как его сделать», – сказал он нам тогда и создал на площадке этот совершенно потрясающий образ. А когда возник Николай Шрайбер, мы все поняли что наша троица, почти гайдаевская, сложилась», – рассказывает Александр Швыдкой.
«Таких людей как Сергей Неудачин и Алексей Шевченков мы с моей супругой Юлей называем людьми из космоса: с такой душой, таким миропониманием, таким мироощущением, таким взглядом на вещи. Кто-то скажет – немного странные, а я скажу – удивительно духовные. Поэтому и Троица», – говорит о своих коллегах Николай Шрайбер. «Своего персонажа я увидел таким, каким я, может быть, стал бы, если бы не стал артистом, если бы продолжил употреблять алкоголь, не уехал бы из своего родного поселка… Если бы всю жизнь прожил в одном месте с этой вселенской русской тоской, не видя ничего перед собой, ни работы, ни перспектив, – признаётся Николай Шрайбер. – Девочки-костюмеры подобрали мне розовую майку, старый плащ, потрясающие тапки, абсолютно безумные штаны – это была полная аляпица! И платочек – я помню, у нас так пьяницы ходили, с повязанным на голове платочком. Но это все работа художника, от меня же требовалось «обжить» костюм, сделать его своим. И когда я себя стал осознавать в этом костюме, когда первый раз увидел Юлю в её костюме на этой площади, под этим навесом, у меня возникло ощущение дежа-вю. Я сам родился в поселке Бородинский Тверской области, мой жена Юля родилась в поселке Горняк Тверской области. Мы из детства знаем этот мир, знаем эти улицы и эти площади, знаем эту жизнь и помним её. Поэтому мне было потрясающе комфортно и уютно на съёмочной площадке, я как будто находился в каком-то странном сне».
Возлюбленная Николая Шрайбера Юлия Бедарева сыграла подругу главной героини, коллегу-продавщицу Таню. По словам режиссёра Екатерины Вещевой, Юлия оказалась в фильме почти случайно. Когда Вещева смотрела предложенные фотографии актрис на роль Тани, то фото Бедаревой пролистнула: там была дива а-ля Марлен Дитрих, которая никак не вязалась у режиссёра с образом Тани. Но кастинг-директор предложила всё-таки позвать Юлю на пробы, и в итоге продавщица Таня была найдена.
«Да, Таня не кинодива, хотя в том, что она Дива – Таня не сомневается, – смеясь, рассказывает о своей героине Юлия Бедарева. – Просто судьба распорядилась так, что она осталась в провинции и работает продавцом. Но даже там она – центр в центре: ищет своё женское счастье, верит в любовь и ждет её. Внутри у неё целая вселенная, в которой всё сказочно, которая помогает ей жить дальше и не терять свой позитив. Очень интересно было в неё погружаться, так как Таня очень похожа на меня. Тут я могла на всю катушку раскрыться и получить огромное удовольствие, включить себя на всю громкость и ни в чём себе не отказывать – ни в эмоциях, ни в пристройках, ни в оценках. А так же спасибо художникам за её потрясающий внешний вид со всеми этими стразами, блёстками, бижутерией, накладными ресницами и волосами, ярким, вычурным макияжем».
«Когда я узнала, что главную героиню будет играть Анна Уколова, я, в прямом смысле, прыгала от радости и плакала от такого подарка судьбы. Я её безумно люблю, она потрясающая актриса, и любой проект с ней – это успех. Аня очень органичная и настоящая. Она, как локомотив. Она поднимает планку высоко, и ты не имеешь права быть ниже, мне хотелось соответствовать этому уровню. В первый съёмочный день я очень переживала, но, слава Богу, напрасно, потому что мы сразу нашли контакт и дальше творили в удовольствие, – делится впечатлением Юлия Бедарева. – И, конечно, мне было в огромную радость и удовольствие работать с Колей. Он очень хороший, талантливый актёр. Ему всегда есть, что предложить режиссёру, партнёру, даже оператору. Он всемогущ! У него в голове такая вселенная с такими галактиками, что просто отлетаешь… В общем понятно, что я в нем души не чаю!» «А еще интересное было знакомство с Парвизом Пулоди, – продолжает Юлия Бедарева. – Я приехала на площадку позже Николая, так как мои сцены были не первыми, и села перед вагончиком. Вдруг из вагончика выходит народный артист Парвиз Пулоди, одетый в вещи моего мужа. Я в недоумении: у костюмеров не нашлось костюма для героя? А оказывается, артисту сказали, что его вещи находятся в вагончике, он зашёл и надел первое, что попалось ему под руку. Это был первый съёмочный день у Парвиза. Мы так смеялись, что даже сделали пару снимков для истории».
А Сабина Ахмедова сама «напросилась» на роль. Продюсер Александр Швыдкой рассказал ей о проекте на «Кинотавре», но и представить себе не мог, что актриса искренне заинтересуется хоть и яркой, но весьма небольшой ролью. Однако Сабина Ахмедова согласилась, едва прочитав сценарий. «Я просто влюбилась в сценарий, который написала потрясающая Елена Киселёва. Он так тонко собран из юмора, щемящей тоски, прекрасных диалогов, точных узнаваемых портретов людей, которых мы видим каждый день, – признаётся Сабина Ахмедова. – Что касается моей героини, несмотря на её романтический образ, мне было важно не делать её томной, жертвенной, а показать её женщиной сильной, с бойцовским духом. Внешне мы искали лёгкие, романтичные костюмы, чуть традиционные, но не слишком, потому что она не типичная таджикская женщина. А самым сложным было учить таджикский язык, на котором я совершенно не говорю. Проект предоставил мне педагога, с которым мы за два месяца до начала съёмок отрабатывали каждый звук. И ещё я очень хотела предельно избавиться от акцента, насколько это было возможно». «Актёрский состав – просто подарок. Конечно, потрясающая Аня Уколова, она как стихия, всегда разная, по-хорошему импульсивная, невероятно смешная, живая. И мой главный партнёр – Парвиз Пулоди – тонко существующий, внимательный, подробный. Мы его называли нашим Жаном Габеном. Вообще, весь состав прекрасен, про такой можно сказать «вручную собран», – добавляет Сабина Ахмедова
«У нас сложился прекрасный ансамбль. Очень повезло с Александром Обласовым. И замечательная девочка Ася Зельская, которая сыграла старшую дочку Лены. И молодые артисты Иван Злобин и Владимир Карпук. И моя любимая актриса, мой талисман Виктория Верберг, просто гипнотическая артистка, – говорит Екатерина Вещева. – Вообще все наши артисты – большая удача и восторг. Работа с артистом – это то, чего я ранее не делала никогда и, как режиссёр-дебютант, сильно переживала за свой авторитет. Многому мне приходилось учиться прямо на площадке. Но все артисты тоже искренне поверили в наш проект, полюбили сценарий, полюбили своих персонажей, и очень нам всем помогали, за что я им очень благодарна».
Лена и провинция,
или где в России найти Дикий запад
Создатели фильма сразу для себя определили, что ключевым звеном всей картины должна стать площадь – своего рода «гостиная» – небольшого провинциального города, где герои работают, встречаются, живут, наблюдают друг за другом, помогают друг другу. А когда к проекту подключился оператор-постановщик Всеволод Каптур, стало окончательно понятно, какое именно пространство нужно искать для фильма. «Когда я прочитал сценарий, у меня сразу очень чётко возник образ этого фильма, что бывает достаточно редко, – вспоминает Всеволод Каптур. – Не у всех фильмов бывает такая яркая выразительность, порой приходится повозиться, попридумывать, понять, кто к чему. А тут я вдруг сразу почувствовал, что это – классный вестерн. Не прямой вестерн, конечно, где дилижанс, ограбление, лошади, все куда-то бегут, кого-то догоняют. А именно ощущение, привкус, отзвук вестерна – по скорости повествования, по месту действия. Это палящее солнце, пыль, голуби, пустота, рушащий сознание зной, люди, которые сидят в тени и наблюдают друг за другом…»
Поймав нужную ноту стилистической составляющей картины, авторы фильма отправились по малым городам России в поисках подходящей площади, где можно было бы воссоздать это ощущение Дикого Запада. Известный фотограф, краевед и «скаут» Роман Чеснов предложил создателям использовать в качестве основной съёмочной площадки Торговые ряды – уникальный архитектурный ансамбль из протяжённых двухэтажных построек с лепными украшениями и декором из неоштукатуренного кирпича – города Кашин в Тверской области. «Мы сразу почувствовали там «вестерн», – рассказывает Всеволод Каптур. – Но, как это часто бывает, поиски было решено продолжить, потому что Кашин был не очень удобен с точки зрения логистики». В итоге был найден город Тутаев Ярославской области, где тоже есть площадь с памятником Ленину, пожарной частью, каланчой, небольшим сквером… Договорились с администрацией, стали готовиться к съёмкам. А за три недели до старта оказалось, что в Тутаеве начинается масштабная реконструкция площади с укладкой плитки, прокладыванием коммуникаций, заменой освещения… В общем, из Тутаева создателям фильма пришлось уехать. «Мы были вынуждены что-то срочно придумывать. Вся административная группа – огромные молодцы – за очень короткий срок пересогласовала разрешение на съёмки в Кашине. И так мы снова вернулись в Кашин. Но это часто происходит в кино: первое что видишь, оказывается самым точным», – говорит Всеволод Каптур.
В Кашине же была найдена и квартира главной героини. «Обычно квартиры строят в павильоне. Но мы все вместе с художником Яной Барской понимали, что небольшую «двушку» Лены со всеми этими занавесками, игрушками, светильниками и ухватками для кастрюль, которые обычно собираются хозяевами годами, лучше не пытаться воссоздать, наполнить и «обжить» в павильоне, а найти реальную. Да, в маленькой квартире не очень удобно снимать, но зато она сразу диктует свои условия, и кадры, и возможности, и – что главное – даёт то нужное для фильма ощущение тесной «двушки», в которой Лена ютится вместе с Максудом и тремя детьми», – поясняет Всеволод Каптур.
Особенно интересной задачей для оператора стала попытка показать на маленькой кухне закат. «Лена приходит домой вечером, тогда, когда садится солнце. И этот закат не означает «закат» её отношений, или, наоборот, какое-то лирическое настроение, он просто добавляет уюта в не очень комфортный быт наших героев, – рассказывает Всеволод Каптур. – Чтобы воссоздать это солнце в интерьере, это ощущение приятного, тёплого времени суток мы использовали систему зеркал. Это известная технология, когда прибор направляют в зеркало, а свет от зеркала, который создает «солнечных зайчиков», уже направляют на сцену, на актёров. Это было интересно, но сложно, потому что я впервые использовал такую систему в работе». Помогли зеркала создателям фильма и в других сценах. Например, когда нужно было снимать героев в автомобиле. Вместо использования специальных платформ или жёстких сцепок в салоне машины в середине торпеды крепилось зеркало, направленное на камеру, через которое оператор мог снимать лица как водителя, так и его пассажира.
Помимо Кашина съёмки также проходили в Москве и Подмосковье, в частности на Истринском водохранилище. Именно там был найден дом Плотника – сруб из брёвен огромного диаметра, с помощью которых авторы фильма пытались создать впечатление мощи и основательности этого персонажа.
Лена и команда,
или съёмки как праздник
«Этот проект мне дорог той совершенно особенной атмосферой, которая царила на протяжении всей работы над фильмом. Теми людьми, которые втянулись в команду. И той средой, которую они создали вокруг проекта. Да, мы, конечно, порой уставали после смены, но каждый раз уходили с неё с невероятным ощущением лёгкости, счастья, праздника», – вспоминает режиссёр Екатерина Вещева.
«Я в кино снимаюсь уже 22 года, у меня большой опыт, много работ в моей копилке, но этот фильм я отмечу для себя галочкой: «Лена и справедливость» – один из моих самых любимых фильмов, я горжусь им. На площадке я получала невероятный кайф! И обрела много друзей. Тут работали хорошие профессиональные люди. Спасибо Александру Швыдкому, что собрал такую отличную команду», – говорит Анна Уколова.
«Этот проект ценен мне, прежде всего, сценарием – это очень русское кино с какой-то сквозящей сквозь строки тоской, очень спокойное, очень мирное, совсем не то, что мы сейчас привыкли снимать. И, конечно, замечательной атмосферой. И режиссёром Екатериной Вещевой и автором сценария Еленой Киселёвой. И чудесным составом – Аней Уколовой, Парвизом Пулоди, за которым я давно наблюдаю, моими партнёрами Лёшей Шевченковым и Сергеем Неудачиным. Приятно было и то, что фильм снимался в потрясающем городе Кашине, до которого мы ездили из Твери – нам всего 140 км на машине. Городе, который напоминает мне и мое детство, и Юлино детство, и жизнь до той жизни, в которую мы окунулись, когда стали артистами. Это были очень уютные съёмки благодаря всей продюсерской поддержке. Саша Швыдкой – замечательный человек, окруживший нас такой заботой, какую я давно в нашем кино не ощущал. И Сева Каптур – потрясающий оператор старой школы. Все вокруг – удивительно интеллигентные люди, тонкие. Я вообще редко такое говорю, но сейчас – говорю искренне», – признаётся Николай Шрайбер.
«В этом проекте замечательно всё – сам материал, диалоги, образы, кастинг, – восхищается Юлия Бедарева. – С режиссёром Екатериной Вещевой мы сразу нашли «общий язык», потому что Катя очень тонко чувствует природу людей и ставит конкретные задачи, с которыми интересно работать. Большим плюсом было присутствие на площадке автора сценария Елены Киселёвой, которая очень трепетно относилась к своему материалу, и если возникали вопросы, то они решались быстро и качественно. Так же на площадке всегда были продюсеры – Александр Швыдкой и его команда, которые заботились о нас, оберегали и делали всё, чтобы творчество творилось. Потрясающий оператор Всеволод Каптур – художник в квадрате! Вообще этот проект запомнился сплочённостью коллектива – это была команда!»
«Этот проект мне особенно дорог неторопливым и подробным процессом. Наши прекрасные рулевые Катя Вещева и Лена Киселёва – режиссёр и сценарист – искренне любят кино. И эта любовь была в каждой детали, в подготовительном периоде с читками и репетициями, во внимании к каждому элементу сцены, в том, что мы снимали 3-4 минуты в день экранного времени, а это большая роскошь и редкость. Катя – идеальный для меня режиссёр. Мне с ней сразу было очень комфортно, как с человеком «одной крови». Для неё каждый кадр важен, нет проходных. Она тонко чувствует момент и всегда деликатно направляет. Важно, что у неё хороший кинематографический вкус, и она ведёт точно, аккуратно по своей эстетике. Так что для меня съёмки в этом фильме были чистым удовольствием», – делится Сабина Ахмедова.
«У нас действительно была очень дружная группа. На «шапку», как это далеко не всегда бывает, пришли все. И все плакали, не хотели расставаться. Все действительно болеют этим кино, в хорошем смысле слова. И как у нас – создателей – эта картина вызывала эмоции, хочется, чтобы и у зрителей были эмоции. Пусть у каждого своя, но чтобы эта реакция была», – говорит Александр Швыдкой.
Лена и справедливость,
или о чём это кино
«У меня слово «справедливость» всегда вызывает вопрос: присуще ли людям быть справедливыми? Может ли человек слабый, несовершенный, закомплексованный, с социальными проблемами использовать это понятие как оружие, чтобы защищать свое право на счастье, на добро? – рассуждает Всеволод Каптур. – Наши герои проведут зрителя через мир своей справедливости. Да, через множество уморительных моментов и забавных любопытных размышлений об этой самой справедливости. Но, возможно, после этого каждый сам решит для себя, готов ли он брать на себя ответственность за справедливость. И к чему она может привести, если быть не осторожным с этим словом».
«Тема любви таджика и русской женщины мне близка, потому что у меня много друзей, которые живут с людьми другой веры, другой национальности. Мы же рождены в Советском Союзе, так что многим из нас это хорошо знакомо, – говорит Анна Уколова. – А вся эта история с паспортом Максуда – такая нелепица: чтобы сделать паспорт, ему надо лететь на родину, а чтобы лететь на родину, ему нужен паспорт. Но это, к сожалению, наша жизнь. Но кино не об этом. И что мне нравится в этом фильме, что в нём нет жести, нет политики, нет стенаний, что у нас всё плохо. Этот фильм про любовь, про то, что любовь – это то, что дано свыше, и в любви не существует национальностей, рас, религий».
«Этот фильм старается доказать обществу, что не стоит разделять людей по национальному признаку и вероисповеданию. Все мы ходим под одним богом и можем быть счастливы друг с другом. И я надеюсь, зрители услышат это», – считает Парвиз Пулоди.
«Да, тут присутствует тема нашего русского расизма. И бесправность некоторых людей меня невероятно огорчает. Но это лишь мое наблюдение за жизнью, а не то, чтобы я сижу и это обличаю, – признаётся автор сценария Елена Киселева. – Для меня это фильм больше про то, что люди – в хорошем смысле дураки и зачастую ошибаются. Но бывает и так, что из этого можно выкрутиться: иногда им везёт, и всё заканчивается хорошо».
«Это фильм о нашей действительности, в которой человек неприкаян в постоянной борьбе и поиске дома, в поиске любви и потребности в другом человеке, и о том, как близкий человек становится этим самым домом, – говорит Сабина Ахмедова. – Но что для меня особенно важно, он о том, что любовь побеждает любую форму жестокости и дискриминации, что отличия не делают нас чужаками, что гуманность превыше всего. Мне это очень близко».
«Это фильм – про всех нас, про судьбы людей, их страхи, боль, проблемы, любовь, человеческие ценности, дружбу. Это – народное кино, которое должно быть очень близко всем», – уверена Юлия Бедарева.
«Мне хочется, чтобы каждый зритель, выходя из кинотеатра после просмотра этого фильма не знал, о чем этот фильм. Чтобы задавал себе вопросы, а не давал себе ответы. Мне искренне хочется, чтобы каждый человек почувствовал эту площадь, это солнце, этих голубей, эту старую разрушенную церковь, этих людей, которые живут в этом мире. Этот фильм – один из немногих, что приближён к людям, которые сейчас живут в нашей стране. И это потрясающе!» – говорит Николай Шрайбер.
«Лена – это я. Я/Мы – Лена. Я нахожусь в её возрастной группе. И прекрасно понимаю, что у неё в голове. Ей приходится быть сильной. Больше всего она боится быть дурой, и поэтому ей приходится решительно действовать, когда она считает, что из неё эту дуру делают. Она из тех, кто «сама написала, сама ответила», могу так, могу сяк, – подытоживает Екатерина Вещева. – Но вообще мы просто хотели рассказать историю, показать живых людей, показать, что есть такая жизнь, чтобы зрители её узнали и пожили ею немного. И что эта история может закончиться хорошо. Ведь намного чаще бывает не так, но мы хотели, чтобы в нашей картине всё было иначе, чтобы был хэппи-энд».
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.