Антигерой нашего времени. Рецензия на фильм-победитель 76-го Венецианского кинофестиваля «ДЖОКЕР»

Новости

Антигерой нашего времени. Рецензия на фильм-победитель 76-го Венецианского кинофестиваля «ДЖОКЕР»

Антигерой нашего времени. Рецензия на фильм-победитель 76-го Венецианского кинофестиваля «ДЖОКЕР»

Одним из самых удивительных событий в кинематографическом мире в 2019 году можно по праву называть «Джокера» – весьма нестандартную для современного кинорынка экранизацию комиксов. Мало кто ожидал чего-то подобного, но режиссёр Тодд Филлипс собственнолично сотворил то, что в будущем будут называть ничем иным, как культовым фильмом, отражающим дни и героев своего времени. Картина ещё даже не успела выйти в международный прокат, как уже наделала не мало шума. Сначала «Джокер» стал первым кинокомиксом, попавшим в конкурсную программу одного из самых престижных кинофестивалей в мире, а после – стал первым кинокомиксом, победившим в нём. Подобное решение жюри не просто смело можно называть революционным, но и справедливым, и весьма обдуманным.

«Золотой лев» Тодда Филлипса не просто выглядит, как что-то провокационное со стороны 76-го Венецианского кинофестиваля, а скорее, как логическая закономерность. Ведь несмотря на фундамент картины в виде комиксов, основной упор режиссёр сделад в сторону кинематографической классики. «Джокер» собирает в себе всё то, что миру так хорошо известно про этого персонажа, перемешивая всё это с работами молодого Мартина Скорсезе, хватая с собой немного от Чарли Чаплина и добавляя крупицу самого Тодда Филлипса. На выходе же, получается сумасшедшее, дерзкое, смелое, актуальное и, что самое главное, феноменальное полотно, о котором ещё долго будут говорить и на которое будут ссылаться.

В «Джокере» соавтор сценария Тодд Филлипс предлагает на суд публике собственное видение одного из самых культовых злодеев в истории. По-настоящему его Джокера зовут Артур Флек – это выдуманное режиссёром имя, поскольку как такового каноничного имени у персонажа никогда и не было. Да и в целом, Джокер не имеет устоявшейся и однозначной истории. Интерпретаций его зарождения много, где-то он и вовсе выступает таинственной фигурой без предыстории. И с одной стороны, идея снять фильм про то, как, собственно говоря, Джокер стал зловещим клоуном-убийцей безумно интересна, а с другой – окутывающая персонажа завеса тайны лучше всего всегда работала на его пугающий образ. В этом вопросе режиссёру было важно найти баланс, который, отчасти, он нащупал в Артуре Флеке.

Сам же Артур Флек, в грандиозном перформансе гениального (теперь уже навеки) Хоакина Феникса, одновременно напоминает всех тех Джокеров, которых большой экран уже видел, и нечто совершенно другое, пришедшее скорее из комиксов. Основа персонажа осталась такой же, как и всегда. Джокер в фильме Филлипса всё такой же сумасшедший психопат, представляющий из себя главную опасность не только для Готэма, но и для всех членов семьи Уэйнов. Кардинально отличается Артур Флек лишь тем, что его трансформация в Джокера занимает не просто центральную роль во всём фильме, но ещё и возведена в такой уровень абсолютного зла, что смотреть за ним становится по-настоящему страшно. 

Джокер вызывает не симпатию в отношении себя, а скорее жалость. Он не говорит заведомо культовыми цитатами, он не развлекается, он не пытается кому-то что-то навязать или доказать, он просто действует, исходя из своих личным мотивов и целей. А мотивы у него весьма простые и по-человечески трагические: всю жизнь Артура никто не слышал, об него вытирал ноги Готэм, он был никому не нужен, забыт и осуждён общественном, относящимся к психически больным людям с неким скептицизмом. В этом вопросе режиссёр кидает Джокера не в чан с химикатами, а в общество, живущее в городе, в котором процветает капитализм, чьи идеи и старается подрывать Филлипс, показывая, что из всего этого может родиться и выбежать на улицы, заведомо разукрасив себя.

Готэм в фильме не выглядит как мануфактура, которую смог выстроить давным-давно Бёртон, и что отчаянно старался, но так и не смог создать Нолан. У Филлипса Готэм, из-за не самого большого бюджета, выглядит как Нью-Йорк, но с жёсткими социальными рамками. В районах, где проживают обычные люди и сам Артур, на улицах постоянно валяются мусорные мешки в таких неисчислимых количествах, что горожане день за днём устраивают несанкционированные акции протеста. Более того, через призму самого Артура режиссёр подчёркивает безразличие или скорее даже привычку города к насилию. Никого не смущают крики женщины ночью в переулке, никто не замечает стрельбу и уж тем более никто не придёт на помощь, поскольку из-за временных рамок картины, будущий Бэтмен ещё ребёнок. А это значит, что полиция как бы есть и как бы её и нет, ловить преступников она предпочитает уже после совершения преступления или же тогда, когда под угрозой находится жизнь богатого и влиятельного человека вроде Томаса Уэйна. 

Идеальные условия, чтобы в них появился Джокер – человек с вагоном психологических и физических заболеваний. Авторы старались сделать своего героя как можно реалистичнее, логично объяснив даже самые комиксовые детали героя. Так, например, фирменный смех Джокера – это болезнь, недуг, портящий жизнь и с которым Артуру Флеку приходиться справляться раз за разом, из чего он напоминает всем фрика и, как следствие, грушу для битья. Сама же трансформация Артура в Джокера преподнесена с немного нестандартного для персонажа подхода. Артур не совсем превращается в клоуна-убийцу. Его путь больше походит на то, как человек расцветает, срывая с себя маску, навязанную окружающими, на месте которой он рисует своё истинное лицо – лицо вечно улыбающегося клоуна.

А играет это лицо тот, кто по-хорошему, как и Филлипс, заслужил и для себя самого приз в Венеции, но не смог получить его из-за спорных правил фестиваля: фильм-победитель не может учувствовать в актёрских номинациях. От Хоакина Феникса все ждали чего-то великого, и это великое получили. В энергетике Джокера есть что-то от главного героя «Мастера», исполненного так же Фениксом, которого он усовершенствовал, доведя местами до абсурда и полнейшего безумия. То, как говорит Феникс, двигается, жестикулирует и смотрит на окружающий мир – завораживает, но отнюдь не привлекает. Артуру хочется помочь, но память о том, что лучше этого не делать, берёт вверх каждый раз, когда Хоакин Феникс начинает смеяться в кадре – что-то больное и дьявольское в этом всём есть.

Джокер – это чуть ли не одна из лучших работ Феникса в его карьере. Он удерживает всё внимание зрителей на себе, не позволяя им отвернуться от экрана даже тогда, когда персонаж с особой жестокостью начинает расправляться со своими жертвами. Его Джокер особо не разглагольствует, он просто берёт и делает, делает со всей аморальной искренностью и наслаждением, превращая лицо человека в кровавое месиво. Языком ультранасилия и раскрывается в первую очередь Артур – он человек, который хочет быть услышанным. У него огромное количество проблем. Самое страшное в этом то, что он это понимает, но не окружающие. И здесь режиссёр проводит черту между крайностями общества: психически больных людей либо затыкают, предпочитая сбрасывать их со счётов, или возводят к культ, позволяя им становиться лидерами мнений. 

Через Джокера Филлипс поднимаем весьма острую и, к сожалению, набирающую ещё большую актуальность в современном мире тему культа вокруг убийцы. Совершаемые главным персонажем убийства хладнокровны и бесчеловечны, и хоть Джокер не считает себя виноватым, говоря, что его жертвы заслуживают подобное, он всё ещё остаётся убийцей. Забавно, что после премьеры фильма в Венеции, «Джокера» окрестили пропагандой насилия, называя Артура белым террористом. Смешно здесь то, что Филлипс если и старается пропагандировать что-то, то уж точно не насилие. Он показывает мир глазами своего героя, глазами убийцы, для которого убийство – протест, самозащита и тому подобное, что так любят в современном мире психически больные люди и защищающие их активисты.

«Джокер» пугает, потому что он намного глубже и актуальнее, чем может показаться на первый взгляд. Создавать амплуа героя вокруг убийц для мира не ново. Со времён преступлений Бонни и Клайда и ста лет не прошло, а для многих они до сих пор остаются героями, бросившими вызов закону, убивая обычных работяг с семьями, действуя в угоду собственного больного наслаждения. Джокер в интерпретации Филлипса занимается чем-то подобным, убивая хоть и не всегда исключительно хороших людей, но в первую очередь именно убивает. И вокруг его убийств создаётся культ, люди выходят на улицу, переодеваясь в клоунов и сами начинают убивать, подражая убийце. Актуально ли? Ещё как! И подобных примеров предостаточно в ближайшей и сегодняшней истории. Разница лишь в том, что реальный мир не кинокомикс, а значит и восприниматься всё происходящее в фильме стоит скорее как гипертрофированное предупреждение, чем инструкцию к применению.

По своей структуре «Джокер» – это кино про антигероя сегодняшнего дня. Артур антигерой лишь потому, что в нём есть светлая сторона, которую из раза в раз подавляет окружающее его общество. Но она всё же есть, хоть и проявляется в весьма агрессивном ключе. В этом плане очень сильно заметен Мартин Скорсезе – главное вдохновение Филлипса. Из наиболее очевидных референсов в «Джокере» мелькает несколько раз «Таксист», которого персонажи фильма чуть ли не языком жестов цитируют. На огонёк так же записывается и сам визуальный стиль раннего Скорсезе с его зелёно-жёлтыми тонами и мрачными улицами грязного города. А соединяет «Джокера» с работами Скорсезе сам Роберт Де Ниро, напоминающий наиболее коммерциализированный вариант самого себя из «Короля комедии». Да и в целом, если вырезать Джокера, Готэм и Томаса Уэйна, заменив их всех на обычных людей, то перед зрителями раскроется во всей красоте идеальный ремейк «Таксиста» в антураже супергеройского кино.

«Джокер» – ультразверское авторское кино, обречённое на культовый статус. Лучший фильм Тодда Филлипса в его карьере уже перевернул вверх дном кинематографическое сообщество, показав то, чем комиксы были и должны быть всегда. Сегодня супергеройское кино больше старается походить на детское развлечение, в то время как у их истоков стояли серьёзные темы и проблемы. И если смотреть на работу Филлипса с этой стороны, тогда получится с оскалом на лице закричать, что «Джокер» – идеальный супергеройский кинокомикс, доказывающий, что этот жанр продолжает развиваться на больших экранах и что с ним ещё можно экспериментировать и экспериментировать.

Не забывайте улыбаться! 

Оценка: 10 из 10  

  «Джокер» – в прокате с 3 октября  

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь