Бетховен в «Зарядье»

Новости

Бетховен в «Зарядье»

Бетховен в «Зарядье»

Московский государственный академический симфонический оркестр продолжает цикл концертов в Зале Зарядье исполнением  масштабных произведений мировой музыкальной культуры. В первом отделении программы 25 октября прозвучал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена в исполнении Андрея Коробейникова.

Третий концерт был написан в очень плодотворный для композитора период жизни: за восемь лет Бетховен сочинил и частью   издал более полутораста произведений. Внутри композитора бурлили страсти -   мрачная подавленность от страшного диагноза глухоты и  пламенный протест против неё, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда деятельной жизни. Концерт был впервые  исполнен самим автором    в Венском театре в 1803 г. У Бетховена не хватило времени записать партию фортепиано, композитор играл   наизусть, смотря на чистые листы нотной бумаги. Партию фортепиано автор записал уже после премьеры.

Бетховен говорил: «Обычно, когда я пишу, даже инструментальную музыку, у меня перед глазами весь замысел целиком. У меня нет привычки поправлять мои сочинения (уже законченные). Я этого никогда не делал, ибо глубоко убежден, что всякое частичное исправление искажает общий характер произведения». 

Дирижёр Артём Абашев:  «Мы  сделали всё, чтобы программа 25 октября была зрелищной и неординарной, интересной для публики. И Третий Концерт Бетховена, и сюита «Планеты» Холста  – не так часто исполняемые сочинения. Для любого музыканта имя Бетховена  – одно из ключевых  в музыкальной литературе. Этот человек и композитор является для меня одним из учителей. Бетховен и  сохранял традиции, и реформировал  современное музыкальное пространство,  и всё время экспериментировал, не останавливаясь на достигнутом.  Для этого нужно быть смелым, а Бетховен был одним из самых смелых пианистов и дирижеров своего времени.  Третий Концерт был написан в период сильных  переживаний и осознания композитором  страшного диагноза наступающей глухоты. Что касается сюиты Холста «Планеты», это – огромный   состав оркестра,  орган, хоры... Как правило все это создает    трудности для исполнения, но я очень рад, что МГАСО, Зал Зарядье и я – мы сошлись на этой программе, которая является неординарной для публики в концертном зале и вообще для жителей мегаполиса».

Во втором отделении концерта прозвучало  одно из самых необычных симфонических произведений мировой музыкальной культуры – сюита "Планеты" английского композитора Густава Холста. Холст создал свой стиль композиции, основанный на традициях позднего романтизма, близкий к музыке Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса.

По мнению композитора каждой из планет присущ собственный астрологический (а не астрономический) характер, который он постарался выразить в музыке. Среди планет нет  Земли, но есть  «Марс, вестник войны», «Венера, вестник мира», «Меркурий, крылатый посланник», «Юпитер, приносящий радость», «Сатурн, вестник старости», «Уран, волшебник», «Нептун, мистик».

Сам Густав Холст пояснял слушателям: «Музыка, будучи тождественна небесам, не является предметом сиюминутных ощущений, и даже не ежечасных. Это условие вечности. Огромность Вселенной, открытая наукой, не может быть легко воспринята человеческим мозгом, но музыка планет позволяет разуму обрести некоторое представление о необъятности космоса там, где рациональное понимание терпит неудачу».

Написанная во время Первой мировой войны в эпоху потрясений  Сюита подводит к мысли о бренности земного и открывает воображению новые миры. Премьера сюиты  прошла  в 1918 г. после окончания войны. Произведение Холста оказало огромное влияние на плеяду  английских композиторов  -  Эдмунда Руббра, Майкла Типпета и Бенджамина Бриттена. Изначально написанное в транскрипции для двух фортепиано и органа, сочинение   породило ряд   адаптаций для камерных составов. Впоследствии сюита стала любима   рок-группами,  к ней обращались музыканты самых разных течений -  от Фрэнка Заппы, King Crimson, Led Zeppelin, Yes до представителей андерграунда. «Планеты» стали источником вдохновения и для создателей саундтреков,   в частности, Ханс Циммер использовал мелодию «Марса, вестника войны» как основу для саундтрека к фильму «Гладиатор».

В программе вечера в «Зарядье» также принял  участие Хор студентов Академии хорового искусства им.В.С.Попова.

Наталья Логинова.

Фото – Сергей Прокудин-Лемешев. 

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь