5 апреля МОСТ совместно с благотворительным обществом «Русфонд» и бюллетенем для доноров костного мозга Кровь5 запустил новый культурно-просветительский проект – фотоспектакль. Театр МОСТ первым осуществил фотопостановку и положил начало серии благотворительных спектаклей в фотографиях.
В основу первой такой постановки легло классическое произведение о любви «Ромео и Джульетта». Сценарий по мотивам произведения Уильяма Шекспира написал Иван Охлобыстин, постановку осуществил режиссер Георгий Долмазян. Роли исполнили актёры театра МОСТ.
Как пишет Иван Охлобыстин, дело происходит в жарком климате. Вспыхивает чувство, льется кровь, герои умирают, любовь торжествует. И всё это передано в пяти фотографиях Марии Ионовой-Грибиной.
Георгий Долмазян, режиссёр-постановщик фотоспектакля «Ромео и Джульетта», режиссёр и музыкальный руководитель театра МОСТ:
«Театральное искусство очень не любит любую внешнюю форму записи: многократные пробы видеосъемок спектаклей только доказывали это. Но формат фотоспектакля оказался более подходящим театру. Актеры, как и я, тоже впервые были в такой ситуации, и наша общая вовлеченность в новый процесс, кажется, дала интересный результат.
У актёров была задача играть всю историю. Технически их не волновали секунды. А за то, чтобы эти самые секунды были пойманы, отвечал фотограф.
С фотографом я работал точно так же, как на киноплощадке – режиссёр с оператором-постановщиком. У режиссёра – мысли и эмоции, а у аппарата – художник, который ловит мгновения, наполненные жизнью. Когда в таком тандеме ты работаешь с большим мастером, то долго обсуждать подробности не имеет смысла. С Марией мы понимали друг друга с полуслова. И она очень много внесла от себя в этот фотоспектакль.
И в художественном, и в социальном смысле, это прекрасный проект. Быть соавтором такого начинания – большая честь. Безусловно, я буду рад принять участие в дальнейших подобных проектах!»
Юлия Вергун, исполнительница роли Джульетты, актриса театра МОСТ:
«Во время съёмки мы разыгрывали каждую сцену полностью, без текста, проживали обстоятельства, общались с партнерами через глаза. При этом режиссёр говорил “Не замирайте в сцене!”, а фотограф, наоборот: “Замрите!”, и оба они были абсолютно правы, ведь в таком формате мы сочетаем две различные по своей природе вещи: мгновение, запечатлённое в кадре, и живое действие – спектакль. Именно в этом и была основная сложность и особый интерес – быть в динамике и в то же время замирать в одном положении, не теряя “градуса”.
С точки зрения актерской подготовки – это то же самое, что готовиться к обычному спектаклю: ты знаешь предлагаемые обстоятельства, задачи сцены, сверхзадачу и понимаешь, что нужно передать. Конечно, всё происходит гораздо быстрее, и задача режиссера – в пяти кадрах простроить спектакль.
Было очень интересно работать в новом формате и в необычном для нас пространстве. К тому же сложилась такая трепетная обстановка, в которой было очень приятно находиться и легко сосредоточиться.»
Георгий Антонов, исполнитель роли Ромео, актёр театра МОСТ:
«От обычного спектакля такой формат отличается тем, что он более сжатый, поэтому достаточно было просто знать сюжет, и никакой особой подготовки, кроме правильного самочувствия и настроя на материал, не понадобилось. Всё происходило здесь и сейчас, моментально выстраивалось режиссёром-постановщиком.
Самой сложной была сцена встречи Ромео и Джульетты, потому что нужно было найти естественное состояние влюблённости – мы перепробовали много кадров. По замыслу режиссёра, диван служил балконом, на который поднимается Ромео, и было трудно расслабиться и поймать нужную волну, чтобы войти в состояние сумасшедшей влюбленности.
Правильный настрой поддерживался за счет рабочей атмосферы, света, а также воображения, потому что была только одна, самая главная декорация – диван, выступавший и балконом, и местом убийства Тибальта, и гробом. Помогала музыка, которую ставил режиссёр-постановщик.
Я бы с удовольствием снова принял участие в фотоспектакле: когда работаешь с любимым коллективом, в основе — интересная идея, и вдобавок ко всему проект нацелен на благотворительность, я всеми руками “за”».
Александр Лисицин, исполнитель роли Лоренцо, актёр театра МОСТ:
«Для меня фотоспектакль оказался удивительно интересным, но сложным жанром. С одной стороны, мы же привыкли, что фотография – это фиксированный момент, пойманный фотографом, а с другой, спектакль, каким бы коротким он ни был, – это постоянное волнообразное движение. И вот, на протяжении десятка минут ты должен не просто быть в состоянии максимального напряжения, а выходить за его пиковые границы, пока художник делает кадры. Также мне было удивительно наблюдать, как с помощью одного лишь дивана и нескольких актеров режиссер выстраивает богатые художественные композиции, обыгрывая сцены из «Ромео и Джульетты». Для меня это был интересный опыт, с нетерпением жду возможности снова принять участие в похожем проекте».
В планах бюллетеня Кровь5 — устраивать фотоспектакли на регулярной основе, поставив в содружестве с российскими театрами главные произведения русской и западной драматургии. Все фотографии будут распродаваться на благотворительных аукционах, а собранные средства – передаваться на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова.
«Русфонд» (Российский фонд помощи) – это один из крупнейших благотворительных фондов России. Миссия фонда – помощь тяжелобольным детям, содействие развитию гражданского общества, внедрению высоких медицинских технологий. Фонд был создан в 1996 году как благотворительная программа Издательского дома «Коммерсантъ» с целью помочь авторам отчаянных писем, приходивших в газету «Коммерсантъ». С тех пор было собрано свыше 13 000 млрд рублей, помощь получили более 23 000 детей.
Режиссёр фотоспектакля — Георгий Долмазян
Фотограф — Мария Ионова-Грибина / Кровь5
В ролях:
Ромео — Георгий Антонов
Джульетта — Юлия Вергун
Монтекки — Евгений Никулин
Капулетти — Юрий Огульник
Священник Лоренцо — Александр Лисицин
Тибальт — Андрей Михайлов