На Первом канале большая премьера - семисерийного проекта о первой крупной вспышке ВИЧ в СССР. Оригинальный сериал Плюс Студии, снятый специально для Кинопоиска «Нулевой пациент» - один из лучших и резонансных сериалов 2022 года по мнению критиков и зрителей.
1988 год, Калмыцкая АССР. Молодой врач детской больницы Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) подозревает, что у нескольких его пациентов ВИЧ. Старшие коллеги не верят, что такое возможно, поэтому Кирсан тайком отправляет пробы в Москву. Когда анализы подтверждают его правоту, к делу подключается ученый Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) — специалист по малоизвестной в СССР «экзотической» болезни. Теперь судьба десятков детей и нескольких взрослых — а возможно, и всей страны — зависит от действий столичного эпидемиолога и провинциального педиатра.
Автор сценария - Олег Маловичко («Хрустальный», «Союз спасения», «Химера»), автор идеи - Андрей Геласимов. Сериал снимали в тандеме режиссеры Сергей Трофимов («Девятаев») и Евгений Стычкин («Контакт»). Операторы: Сергей Трофимов, Сергей Колобов. Продюсеры: Александра Ремизова, Ольга Филипук (Плюс Студия) Александр Цекало, Иван Самохвалов, Олег Маловичко (Продюсерская компания «Среда»).
В сериале снимались Никита Ефремов («Хороший человек»), Аскар Ильясов («Тренер»), Евгений Стычкин («Алиби»), Павел Майков («Икра»), Елизавета Шакира («Контейнер»), Евгения Манджиева («Угрюм-река»), Сейдулла Молдаханов («Игра на выживание»), Виктория Агалакова («Эпидемия»), Игорь Гордин («Серебряный волк»), Иван Добронравов («Цыпленок жареный»), Николай Шрайбер («Хрустальный»), Анастасия Болдырева и другие.
«Нулевой пациент» вошел в топ - 5 самых популярных фильмов и сериалов на Кинопоиске по итогам 2022 года: его посмотрели более 2 000 000 подписчиков Плюса. У проекта один из самых высоких зрительских рейтингов на сервисе — 8.4 (всего его оценили более 310 000 пользователей Кинопоиска).
Премии и упоминания критиков
Никита Ефремов - актёр года
СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ, режиссер и оператор «Нулевого пациента»:
- Это сериал про драмы обычных людей. Главные герои — врачи, которые боролись со злом. Кирсан и Дмитрий — абсолютно разные. Один из них надломленный и сложный, другой — простой врач, выполняющий свой долг. Но оба уверены, что распространение ВИЧ необходимо остановить, и в этой борьбе они дополняют друг друга. Сначала они ведут ее поодиночке, а потом объединяются.
В 1980-е я был уже взрослым, но - удивительно - не помню этой истории. Возможно, я принял ее тогда за один из мифов, связанных с ВИЧ, или за политическую спекуляцию. В эпоху гласности информационное пространство было переполнено слухами, сплетнями и страшилками, и ВИЧ был одной из таких «жареных» тем. Герои нашего сериала как раз бьются за то, чтобы в этом хаосе их услышали и поняли реальность угрозы — как обычные люди, так и руководство страны. Это, так сказать, исторический антураж нашего сериала. Есть здесь и глубочайшая человеческая драма — реальная, непридуманная. И разделить их невозможно. Любое кино, будучи массовым искусством, выполняет определенную миссию, в том числе социальную. Но успешной такая миссия может быть, если кино хорошее, а хорошее кино — это когда зритель подключается к героям и им сопереживает. За это мы и боремся в нашем проекте.
ЕВГЕНИЙ СТЫЧКИН, режиссер и исполнитель одной̆ из ролей:
- Я сразу согласился на этот проект — это один из немногих случаев, когда то, что мы делаем, может быть по-настоящему важно. Наша история абсолютно реальна, она рассказывает о заражении семидесяти пяти детей и четверых взрослых, которое стало началом распространения ВИЧ в стране. Сейчас у нас более миллиона ВИЧ-положительных людей. Именно поэтому важно говорить об этом вслух, называть вещи своими именами. Проблема есть, но мы знаем, как с ней бороться.
НИКИТА ЕФРЕМОВ, исполнитель главной роли:
- Эта история произвела на меня очень мощное впечатление — история огромной страны, рассказанная через судьбы людей. Мой персонаж — врач, который занимался этой темой еще до начала событий. Он осознавал, что будет эпидемия и пора бить тревогу, но столкнулся как с тотальным сопротивлением системы, так и с неверием людей.
Мне видится наш проект скорее как художественный вымысел, основанный на реальных фактах. Мне важно максимально уважительно отнестись к тем, кто стал участником этих страшных событий
АСКАР ИЛЬЯСОВ, исполнитель главной роли
- У нас в Казахстане в городе Шымкент около в 2006 году произошла похожая ситуация, когда дети были заражены ВИЧ. Я был в ужасе, когда об этом узнал. Потом обнаружил, что такое случалось и в СССР, в Элисте, и чуть углубился в эту тему. Думаю, что история о том, как кто-то замалчивает происходящее — особенно в личных интересах, актуальна всегда. Даже если бы кто-то понес ответственность за случившееся, то кому-то, может, и стало бы легче, но хэппи-эндом это все равно не назовешь. На мой взгляд, это катастрофа, и для меня она перекликается с Чернобылем, трагедия, отголоски которой̆ мы видим до сих пор.
ЕВГЕНИЯ МАНДЖИЕВА, актриса:
- Для меня эта история в первую очередь о людях, которых коснулась эта страшная трагедия. Я была ребенком, когда это произошло. И об этой истории узнала значительно позже, уже в сознательном возрасте. Когда мне прислали несколько сцен для проб, по коже побежали мурашки. Это страшно! Я все время думала о семьях этих детей. Надо ли вообще говорить об этом и теребить их воспоминания? Я не понаслышке знаю, что такое потеря близкого человека. Знаю, как с этим живется.
ОЛЕГ МАЛОВИЧКО, сценарист проекта, продюсер:
- У нас не было задачи сделать докудраму-реконструкцию. Когда мы встречались с режиссерами, актерами и участниками тех событий, мы для себя решили, что не будем выбирать какую-то одну из существующих точек зрения, чтобы наша история не была ангажированной и спекулятивной. Мы не пытались разобраться в этой истории с точки зрения, кто прав, а кто виноват — сейчас не это главное. Легко определить виновных и списать все на них, но СПИД — это та история, которая стала экзаменом для всей страны. Куда важнее то, как общество, как нация, как все мы с этим справились. Мы пытались сделать акцент на том, что исторические события происходят не где-то вдалеке — это то, что определяет наши жизни и определяет выбор. В такие моменты ты должен посмотреть в зеркало и задать себе вопросы: чего я стою как человек? кто я? У нас такие вопросы
задавал себе герой Никиты Ефремова — рефлексирующий, пытающийся понять себя, эту историю, свою роль в ней
АЛЕКСАНДРА РЕМИЗОВА, продюсер сериала и шоураннер Плюс Студии
- Когда только возникла идея сделать этот проект, мы сомневались и думали, что для зрителя это может быть слишком тяжелая тема. Но я считаю, что важно рассказывать такие истории про наше прошлое, по-новому его рассмотреть и извлечь уроки. Мы старались на основе реальных фактов и документальной хроники создать именно художественное произведение. Мы не брали биографии конкретных людей и не воспроизводили цепочку событий поминутно, а делали сериал для зрителя. И надеюсь, что это удалось нашим режиссерам Трофимову и Стычкину, это сильный тандем и, на мой взгляд, очень правильный. Счастье, что именно они сделали этот сериал.
Одну из главных ролей в «Нулевом пациенте» исполняет молодой актер из Казахстана Аскар Ильясов, и лучше него на эту роль никто бы не подошел. Это человек такого внутреннего света, что даже зрителю от его героя передается сила, надежда, любовь ко всем людям.
ОЛЬГА ФИЛИПУК, продюсер, директор по контенту Плюс Фантех Яндекса
- В случае с «Нулевым пациентом» все сошлось как нельзя лучше: масштабная история, прекрасный актерский состав и выдающийся творческий тандем Сергея Трофимова и Евгения Стычкина, в который лично я просто влюблена.
ИВАН САМОХВАЛОВ, продюсер сериала, генеральный продюсер Продюсерской компании «Среда»:
- «Нулевой пациент» посвящен одной из самых актуальных и важных тем последних десятилетий. Сорок лет назад ученые из Атланты впервые обнаружили СПИД, и за все эти годы люди так и не смогли найти лекарство, которое на 100% исцелит больного и спасет его от гибели.
В нашем многосерийном фильме мы рассказываем о классической ошибке, которую допускают страны и люди во время первого столкновения с неизвестной болезнью. Это боязнь паники, которая блокирует информационное распространение знаний о вирусе, но ускоряет его физическое распространение. Мы надеемся, что наш фильм покажет, насколько важно своевременное и адекватное информирование о вирусах, тем более о тех, которые несут смертельную опасность.
ИГОРЬ ВДОВИН, композитор:
- В некоторых сценах музыкальное сопровождение в «Нулевом пациенте» соответствует характеру персонажа, в других — характеру ситуации. Работать над проектом было очень интересно. Для записи аутентичного эпохе саундтрека мне очень пригодился легендарный сэмплер E-mu Emulator, на котором свои хиты писали главные музыканты 1980-х — такие, как Depeche Mode, Pet Shop Boys и многие другие.
Значительная часть съемок прошла в Подмосковье. Больничные сцены снимали в здании бывшего НИИ в Балашихе, заводские — в действующем заводе в Домодедово, а столовая, где обедают заводчане — это одно из помещений типографии в Люберцах. Натурные съемки проходили в окрестностях Волгограда, где местность визуально схожа с калмыцкими пейзажами, и именно эти съемочные дни оказались самыми сложными: в степи дул сильный ветер, а ночью были заморозки.
Дом Гончарова Роль дома Дмитрия Гончарова «сыграла» одна из семи знаменитых московских сталинских высоток — высотка на Котельнической набережной. А вот интерьер квартиры Гончарова снимали в другом известном памятнике архитектуры — Доме на набережной.
Одежда
Большая часть одежды в кадре — вещи, произведенные в 1980-х, но некоторые из них пришлось перешить. У фиолетового комбинезона, в котором героиня Елизаветы Шакиры приходит на вечеринку в первой серии, изначально были длинные рукава, но по просьбе режиссеров наряд сделали более откровенным — с обнаженными плечами. Оригинальные джинсы Versace перекраивать не стали: за время съемок Шакира так их полюбила, что после завершения проекта оставила себе. А вот белую дубленку, в которой Алена, по замыслу художника по костюмам, должна была выделяться среди жителей Элисты, шили с нуля по лекалам дубленок 1980-х, которые тогда были исключительно коричневыми.
«Сердце ангела» В образе столичного эпидемиолога Дмитрия Гончарова кроется отсылка к образу героя Микки Рурка в фильме 1987 года «Сердце ангела». Никита Ефремов в «Нулевом пациенте» носит схожее серое (настоящее югославское) пальто свободного кроя, которое художник по костюмам отыскала на «Авито».
Реквизит
Создатели проделали огромную работу по поиску реквизита, внешне и функционально соответствующего эпохе 1980-х. Стеклянные шприцы, медицинское оборудование и даже зажигалка Карахана (героя Евгения Стычкина) — это подлинные вещи, сохранившиеся с советских времен.
Музыка
В одной из сцен в ночном клубе играет рок-группа — для съемок собрали команду музыкантов, среди которых были, в том числе и артисты из Калмыкии. Группа исполняет песню Blondie ‘One Wayor Another’. Съемками этой сцены руководил режиссер и оператор сериала Сергей Трофимов, ранее снимавший музыкальные клипы для группы «Звери».
Мозаичное панно
В холле детской больницы Элисты установлено мозаичное панно с изображением врачей и ребенка, оно же изображено на постере сериала. Это панно вдохновлено рядом советских мозаик, в том числе работой художника Геннадия Черноскутова, прежде украшавшей больницу в городе Волжском. Панно разработали и собрали для сериала художник-постановщик Александр Арефьев и его ассистенты Никита Васильев и Павел Копаев. Размер панно — 3х4 метра, оно сложено примерно из 25 000 элементов. По задумке создателей изображение должно было получиться «с настроением»: немного печальным, но в то же время вселяющим надежду.
Цвет
Разрабатывая цветовую палитру для сериала, продюсер Александра Ремизова вдохновлялась шедеврами мировой живописи. Картинка в «Нулевом пациенте» перекликается с оттенками картин «Разговор», «Красная комната», «Натюрморт с голубой скатертью» Анри Матисса, «Натюрморт с подсолнухами» Поля Гогена и «Портрет неизвестного, читающего газету» Андре Дерена.
1 серия. 1988 год. В республиканской детской больнице Калмыкии прибавляется количество пациентов со схожими симптомами. Молодой врач Кирсан Аюшев подозревает у детей ВИЧ, о котором он прочитал в западном медицинском журнале. Главврач больницы поднимает его на смех, но Кирсан тайком от начальства отправляет образцы крови заболевших в Москву. Тем временем в столице руководитель лаборатории по исследованиям ВИЧ - Дмитрий Гончаров, безуспешно пытается донести до Минздрава опасность новой инфекции. Ему удается выйти на след пациента, который заразился ВИЧ в Таиланде и успел передать вирус десяткам других советских людей…
2 серия. Вспышка ВИЧ в детской больнице Элисты подтверждается. Дмитрий Гончаров рвется сообщить об этом в Минздрав, но его отец, влиятельный чиновник, пытается спустить ситуацию на тормозах, так как в СПИД считается «модной» западной болезнью у людей, ведущих не самый примерный образ жизни. Та же история у главврача калмыцкой больницы: он докладывает об инциденте главе местного ЦК партии Захарову, но тот боится потерять высокий пост и предпочитает замалчивать проблему. Тем временем Гончаров проговаривается о массовом заражении своему другу - журналисту Игорю Карахану, который тут же пишет разгромную статью «СПИД в СССР» и тем самым привлекает внимание КГБ…
3 серия. Дмитрий Гончаров докладывает о вспышке ВИЧ Горбачеву на совещании Политбюро, генсек требует взять ситуацию под особый контроль. В Элисте на фоне слухов о СПИДе в детской больнице назревают беспорядки. Мать погибшего четырехмесячного мальчика, Гиляна, работающая учительницей начальных классов, также получает положительный результат на ВИЧ. Тем временем в Элисту выезжает комиссия во главе с Гончаровым, присматривать за которым должен полковник КГБ Шипов. Им на хвост садится журналист Карахан…
4 серия. В городе нарастают тревожные настроения, родители начинают травить Гиляну, требуя её увольнения из школы. Муж Гиляны Иван, не в силах совладать с нахлынувшими эмоциями, приходит в больницу с пистолетом и угрожает врачам расправой, обвиняя их в распространении заразы. Он сообщает о проблеме своей любовнице Наде, которая теперь тоже в группе риска. Девушка Кирсана, медсестра Зина, подворовывает в больнице иммуноглобулин, чтобы лечить им своих личных пациентов. Карахан внедряется в группу агрессивно настроенных рабочих и настраивает их на открытый конфликт с бездействующей властью…
«Нулевой пациент»
Драма, 7 серий.
Производство: Продюсерская компания «Среда»
Продюсеры: Александра Ремизова, Ольга Филипук, Александр Цекало, Иван Самохвалов и Олег Маловичко
Режиссеры-постановщики: Сергей Трофимов, Евгений Стычкин
Операторы-постановщики: Сергей Трофимов, Сергей Колобов
Автор сценария: Олег Маловичко
Автор идеи: Андрей Геласимов
Ведущий продюсер: Данила Ипполитов
Креативный продюсер: Максим Иванов
Главный редактор: Ирина Прохорова
Композитор: Игорь Вдовин
Художник-постановщик: Александр Арефьев
Художник по костюмам: Екатерина Дыминская
Художник по гриму: Анастасия Агальцова
В ролях: Никита Ефремов, Аскар Ильясов, Павел Майков, Евгений Стычкин, Елизавета Шакира, Виктория Агалакова, Евгения Манджиева, Игорь Гордин, Лира Кекеева, Владимир Стеклов, Иван Добронравов, Николай Шрайбер, Сейдулла Молдаханов, Игорь Гордин и другие.
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.