Имя Иосифа Бродского навсегда вошло в историю мировой культуры, а творчество литературного гения 20 века, расширившего общепринятые каноны поэзии и прозы, стало достоянием миллионов, путеводным вектором и ориентиром людей разных национальностей и географий.
Иосиф Бродский – не только выдающийся поэт и прозаик, переводчик и публицист, но и уникальная, многогранная Личность! Творчество и жизнь Бродского были полны затейливых перипетий судьбы, чудовищных трагедий и ярких взлётов, разочарований и несгибаемых надежд.
Личности великого литератора посвящён новый спектакль «Бродский. Изгнание», премьера которого состоялась 15 и 16 июня на Малой сцене Санкт-Петербургского Театра им. Ленсовета.
Действие спектакля режиссёра-постановщика Олега Левакова и режиссёра Инессы Перелыгиной-Владимировой разворачивается в 1972 году – в зале ожидания аэропорта. Поэт Иосиф Бродский, вынужденный не по своей воле покинуть Родину, вспоминает свою жизнь и тех, с кем он встречался на извилистых лабиринтах судьбы.
Авторы сплели стихи и жизнь Бродского в единую пьесу, словно искусное кружевное полотно с разным рисунком, который хочется изучать детально и неторопливо.
В инсценировку спектакля включены фрагменты поэмы «Горбунов и Горчаков», пьесы «Мрамор», стихотворения разных лет, документальные свидетельства из книги Соломона Волкова «Диалоги с Иосифом Бродским».
В роли Бродского предстаёт Марк Овчинников. Создатели спектакля не пытались добиться сильного внешнего сходства актёра с писателем и это совсем не нужно. Главное, что Марк передаёт энергетику и мощь, личность и противоречия Гения.
Поэзия Бродского не укладывается в стандартные, проверенные веками стихотворные метры - ямб, хорей и амфибрахий, её непросто воспринимать, но в каждой строке завуалировано множество глубинных смыслов и мудрых аллегорий, метафор и олицетворений.
В спектакле нашли отражение разные стороны жизни поэта до его изгнания с Родины – мать и отец, ссылка в Архангельскую область и принудительное лечение в психиатрической больнице, отношения с Марианной Басмановой и противоречия с властью, любовь к языку и природе! Упоминается в постановке и Анна Ахматова, чья судьба и творчество переплетались с Бродским. В постановке участвуют актёры: Ирина Балай, Марианна Коробейникова, Маргарита Алёшина, Александр Крымов, Алексей Торковер, Инесса Перелыгина-Владимирова, Дарья Циберкина.
Рефреном на протяжении всего действия является персонаж Заслуженной артистки России Маргариты Алёшиной. В её лице жестокий и бескомпромиссный следователь, судья и надзиратель неумолимо преследует Бродского и беспощадно лишает его права на свободу творчества и жизни. Эта героиня – не прототип человека, а скорее аллегория власти и эпохи, где свобода мысли считалась преступлением, а незаурядный гений, мыслящий не шаблонно и лозунгово, подвергался гонениям.
Особое внимание уделено "Процессу Бродского", который стал достоянием общественности и поразил гуманное, прогрессивное человечество своей нелепостью и утопией.
Есть в спектакле, поставленном с восхищением и уважением к Иосифу Бродскому, место и музыке – «Утомлённое солнце», «Ландыши» и другие произведения того времени. Тонкий «кошачий» акцент некоторых сцен напоминает о любимых животных литератора, оставивших отпечаток и в его творчестве.
В концептуальном рисунке спектакля особое место уделено птицам, которые парят над сценой, и это символично. Личность Иосифа Бродского вполне можно сопоставить с полётом птиц - он обладал способностью парить над жестокостью и обывательщиной, пошлостью и примитивом.
И самолёт в финале спектакля унес поэта в неизвестность.
Что ждёт его дальше? Он пока не знает. Ещё нет мирового признания и Нобелевской премии, нет реабилитации на Родине и обожания миллионов, а есть неизвестность и боль. Но что удивительно – человека не разъедает обида и разочарование, не ожесточают предательства и чудовищная несправедливость.
«...И, значит, остались только иллюзия и дорога», - строка из стихотворения «Пилигримы», написанного в 1958 году, отражает суть постановки «Бродский. Изгнание». Поэта ждёт дорога, непредсказуемая и неведомая, но иллюзии его не разрушены, а личность не уничтожена и не раздавлена – таких, как Бродский, не стереть испытаниями и изгнаниями.
«Поэт – средство существования языка», - эта фраза из уст главного героя звучит со сцены. Бродский был шире, чем средство, он являлся новатором и открывателем, благодаря этой феноменальной личности прекрасный русский язык приобрёл новые краски и оттенки, пронзительные и чарующие.
В финале спектакля на видеопроекции в фрагменте интервью появляется сам Иосиф Бродский со словами: « … Человек должен быть к себе требователен, если он может. И не прятаться «за»или «в» концепциях. Человек не сумма того, во что он верит, на что он уповает, не сумма своих убеждений. Человек — сумма своих поступков». «Сумма Бродского» навсегда оставила в истории Человечества след.
После этого спектакля хочется подробнее читать произведения Иосифа Бродского и знакомится с фактами его жизни, и это, пожалуй, самый главный признак того, что постановка Театра им. Ленсовета затрагивает струнки души, не оставляя равнодушным.
А значит, благодаря спектаклю «Бродский. Изгнание» творчество и личность Гения откроют не только почитатели, но и аудитория, которая ранее была незнакома с его произведениями.
Следующие показы пройдут на Малой сцене Театра им. Ленсовета 9 и 30 сентября, 5 октября.
Корреспондент: Юлия Бурулёва
Фото предоставлены пресс-службой, фотограф - Юлия Смелкина