В Тюмени завершилась выездная сессия Открытого лектория «Культура 2.0». На протяжении двух дней спикеры из России, Бельгии и Великобритании рассматривали музеи с разных сторон и обсуждали функции культурных институций. Эксперты поговорили о современной аудитории и о просветительской роли музеев, о влиянии культурных организаций на городское развитие и на местных жителей.
Записи всех дискуссий доступны на официальном сайте Санкт-Петербургского культурного форума, а также в группах в социальных сетях ВКонтакте и Facebook. Видео могут бесплатно посмотреть все желающие.
На первой дискуссии «Стратегии и методы исследования аудитории музея» встретились спикеры Музея современного искусства «Гараж»: руководитель департамента по работе с аудиторией Егор Санин и руководитель отдела по работе с аудиторией Варвара Корнеева, а также заведующая отделом «Дом-музей Б. Л. Пастернака» при Государственном литературном музее Ирина Ерисанова. Онлайн к обсуждению присоединилась маркетинговый консультант и содиректор платформы для сотрудников музеев Museum Freelance Кристина Листер из Великобритании. В процессе разговора стало понятно, что российские и зарубежные культурные институции имеют много пересечений в методах работы и коммуникации с аудиторией.
Например, Кристина Листер отметила: «Не стоит спрашивать аудиторию, чего она хочет: вы должны задать определенные параметры, установить некие границы, потому что вы ограничены в бюджете, ограничены физическими возможностями вашего здания. Плюс ко всему, аудитория не всегда знает, чего хочет».
Кристину поддержали коллеги из Музея современного искусства «Гараж». Спикеры дискуссии также предложили использовать все возможные методики для анализа аудитории: опросы после посещения выставок, онлайн-анкетирование, гугл-аналитика сайта, анализ социальных сетей, даже выход к гостям и простое общение в залах.
Следующая дискуссия обозначила тему «Школа – подросток – музей: вместе или каждый сам по себе?», в обсуждениях приняли участие Степан Овчинников, куратор школьных программ Фонда V-A-C, Наталья Гомберг, начальник отдела по работе с молодежью и волонтерами Пушкинского музея, Максим Буланов, тьютор, эксперт лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, Лод Вермерс, сотрудник Лёвенского университета в Бельгии.
Вместе спикеры обсудили, какие практики могут использовать культурные институции, чтобы давать подростку новые знания, развивать его способности, расширять кругозор. Максим Буланов предложил несколько уровней взаимодействия условного музея и школы: договор между руководителем музея и директором, взаимодействие куратора и учителя, специальные государственные программы, инициатива родительского сообщества.
Спикеры сошлись на тезисе о том, что музей должен стать местом, где любому подростку и любому взрослому комфортно и интересно.
«Музей должен быть готовым к подросткам: от предоставления специальных программ и доброжелательно настроенных сотрудников до практических вещей – наличия Wi-Fi и шкафчиков для рюкзаков и скейтов», – прокомментировал Лод Вермерс.
На следующей дискуссии Открытого лектория в Тюмени обсудили, как культурные инициативы могут менять инфраструктуру города: как музей помогает чинить дороги, культурный центр в Твери открывает новые пространства, а события привлекают туристов в маленькое село Крапивна. В мероприятии «Роль культурных институций в городском развитии» приняли участие основатель и креативный директор Центра современной культуры «Рельсы» Анна Кудрявцева, заведующая отделом развития Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» Любовь Кравчина, директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко. Спикеры рассказали о своих учреждениях и проектах.
«Мы хотели создать доступную культурно-просветительскую среду для каждого жителя, чтобы человек вновь влюбился в город, в котором живет. Тогда не будет необходимости уезжать, искать интересный контент в других городах или в интернете», – так видит миссию культурных центров Анна Кудрявцева.
Следующая дискуссия продолжила тему взаимного влияния культурных организаций и жителей города. На дискуссии «Местное население и культурные учреждения: практики взаимодействия» выступили спикеры директор Музея М. А. Булгакова Петр Мансилья-Круз, заместитель директора по развитию Музея истории Екатеринбурга Оксана Мокеева, старший администратор отдела развития и реализации проектов Музея-заповедника «Царицыно» Ольга Пугач.
«Задача работы с местным сообществом совсем не ограничивается дружбой с соседями или взаимодействием с теми, кто вокруг вас сейчас находится. Взаимодействие с местным сообществом – это пространство для мысли и очень творческая задача: выбирать этих людей, придумывать, что их объединяет. Каждый серьезный музейный проект, будь то супервыставка или какая-то связанная с городом программа, – это повод „придумать“ это сообщество», – отметил Петр Мансилья-Круз.
Спикеры обозначили сегодняшние реалии работы в культурных институциях: посетители не хотят быть пассивными созерцателями, они хотят сформировать вокруг себя удобное для них пространство, используя свои ресурсы, резервы, собственное включение, а музей может и должен помочь им в этом, сообщила пресс-служба Санкт-Петербургского международного культурного форума.