«Бешеные деньги» - фееричная комедия одержимости в постановке Анатолия Шульева в Театре Маяковского: «Из бюджета не выйду!»

Новости

«Бешеные деньги» - фееричная комедия одержимости в постановке Анатолия Шульева в Театре Маяковского: «Из бюджета не выйду!»

«Бешеные деньги» - фееричная комедия одержимости в постановке Анатолия Шульева в Театре Маяковского: «Из бюджета не выйду!»

Вот уже восемь лет великолепный спектакль «Бешеные деньги»  в постановке Анатолия Шульева украшает репертуар Основной сцены Театра Маяковского - премьера «комедии одержимости» по одноимённой пьесе А. Н. Островского прошла в апреле 2017 года и была приурочена к юбилею народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой.

В апреле 2025 года состоялся 150-ый показ многогранной постановки, каждый показ которой проходит с неизменными аншлагами, снова и снова демонстрируя, насколько ярким, сочным и современным может быть классический спектакль, поставленный и воплощённый в лучших традициях Русского психологического театра.

Восьмёрка совсем не случайно знак бесконечности – очень хочется, чтобы эта прекрасная постановка по вечно актуальной пьесе гениального драматурга радовала зрителей как можно дольше!

«НЫНЧЕ НЕ ТОТ БОГАТ, У КОГО ДЕНЕГ МНОГО, А ТОТ, КТО ИХ ДОБЫВАТЬ УМЕЕТ»

Название остро, ёмко и хлёстко говорит само за себя: деньги являются «фундаментом» сюжетной линии спектакля, главной мотивацией персонажей, мощным импульсом для тех или иных поступков и катализатором для пороков, растущих как на дрожжах в тех, кто жаждет лёгких денег.

В центре действия – колоритные представители Московского дворянства, которые привыкли жить «на широкую ногу» и не знают, что такое труд: в их жизненной парадигме деньги действительно «падают с неба», герои считают, что родились с «серебряной ложечкой во рту» и даже мысли не допускают о том, что финансы могут неожиданно «спеть романсы».

Однако наступает время, когда на «арену жизни» выходят деятельные люди, строго рассчитывающие бюджет, умеющие наживать капитал, а не прожигать его праздным образом жизни.

В столицу приезжает чудаковатый провинциал Савва Васильков (Алексей Дякин) – в нём нет столичного лоска, богемного шика и помпезности, но есть напористость, прагматичность, уверенность в себе и убеждённость, что всё в его жизни сложится именно так, как он хочет.

Волею судьбы Савва случайно встречается с первой красавицей Лидией Чебоксаровой (Полина Лазарева) и беззаветно влюбляется в избалованную столичную леди, которая привыкла купаться во внимании противоположного пола, кокетничать и флиртовать, но пока никому не подарила (или не продала?) свою руку и сердце.

За Лидией волочится всё её окружение: обаятельный любитель шампанского и гламурный светский кавалер Телятев (заслуженный артист России Виталий Ленский), похотливый «мартовский кот» самых почтенных лет Кучумов (заслуженный артист России Александр Андриенко) и учтивый галантный франт Глумов (заслуженный артист Константин Константинов).

Есть ли шанс у Василькова перед такими конкурентами, которые откровенно иронизируют и довольно жестоко шутят над своим новым знакомым?

Те, кто читал пьесу, знают, что в увлекательном рандеву закружатся легкомысленные женские чары Чебоксаровой, твёрдый мужской характер Василькова, ловкие интриги представителей «светской элиты» и женская мудрость и хитрость заботливой мамы Лидии, в роли которой предстаёт неповторимая Светлана Немоляева.

Обедневшая аристократка Надежда Антоновна Чебоксарова знает, что такое «пустить пыль в глаза». Неистово любящая своё чадо мать скрывает плачевное финансовое состояние семьи от избалованной дочери так долго, как только может, но наступает момент, когда Чебоксарова-старшая вынуждена признаться Лидии, что они разорены. Благодаря филигранному актёрскому мастерству Светланы Владимировны, её уникальному шарму, яркой индивидуальности даже не самые благовидные поступки и намерения Надежды Антоновны выглядят очаровательно.

«Мой муж так любил меня и дочь, что, когда требовалось, он не знал различия между своими и казенными деньгами!» - восторженно говорит тёща своему новоиспечённому зятю, изящно и искусно намекая Василькову, с кого нужно брать пример.

Но только их новый родственник не так-то прост, как кажется на первый взгляд: как бы Савва ни был влюблён в Лидию и очарован её красотой и фальшивыми ласками, «из бюджета» прагматичный предприниматель не выйдет ни при каких обстоятельствах.

Если в начале действия влюблённый деревенский увалень Васильков вызывает умиление и симпатию, то в финале, когда он представляет семью, как формулу успеха, Савва теряет значительную часть своего обаяния: оказывается, Лидия для него не только дама сердца, но и часть продуманного бизнес-плана. Для спутницы жизни у него разработана стратегия на дальновидную перспективу: Савве нужна не просто красивая жена, а презентабельная супруга, которая составит положительный имидж в глазах самых влиятельных государственных особ.

Полина Лазарева воплощает свою героиню очень эксцентричной барышней, не обременённой романтичными грёзами и высокими моральными принципами: ради закрытия долгов и продолжения праздной жизни она не слишком церемонится с выбором связей.

Если Надежда Антоновна - тонкий психолог и опытный манипулятор, то Лидия гораздо более прямолинейна. Получится ли у Василькова перевоспитать амбициозную и меркантильную особу, которая, не стесняясь, говорит про себя: «Я, как бабочка, без золотой пыли жить не могу»?  Это увидят зрители! Великолепные актёры разыгрывают перед публикой искромётную комедию одержимости во всём калейдоскопе эмоций.

«У ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОМУ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО, ВСЕГДА ДЕЛ МНОГО!»

Для каждого героя Анатолий Шульев нашёл уникальные черты, присущие только этому персонажу.

Телятев в воплощении Виталия Ленского – гротесковое воплощение задора, куража, авантюризма и легкомыслия. Привыкший жить за чужой счёт, щеголяя во взятых на прокат фраках и экипажах, герой, не пропустивший ни одного балета, чувствует себя вполне свободно и не страшится долговой ямы, ведь из неё всё равно рано или поздно выпустят. При этом Телятев вполне здраво отдаёт себе отчёт в том, что «теперь и деньги-то умней стали, все к деловым людям идут, а не к нам».

Гораздо менее обаятелен старик Кучумов, который бросает на ветер обещания, на ходу сочиняет лживые легенды и не стесняется откровенного вранья. Таких «папаш», взявших «шефство» над привлекательными юными барышнями, в современной реальности, пожалуй, даже больше, чем во времена Островского. Если тогда такие связи тщательно скрывались, то сейчас мезальянсы стали обыденностью.

Узнаваема и невероятно современна и главная героиня! Лидочка не упускает ни одной возможности полюбоваться на себя в зеркале, она нарочито манерна и жеманна: убеждённая в своей неотразимости героиня свято верит, что её красота – беспроигрышный билет в безбедную жизнь, ведь «красавиц мало, а богатых дураков много».

Такого же кредо придерживается и её мать: Надежда Антоновна невероятно гостеприимна с теми, от кого предполагает получить выгоду. Предполагаем, что на этом спектакле в театральном буфете особый спрос на игристое шампанское: Чебоксарова-старшая настолько заразительно поднимает тосты во время «деловых» переговоров о судьбе своей дочери, что невозможно устоять перед соблазном, чтобы в антракте не пригубить бокал вина.

Характерный слуга Василькова (заслуженный артист России Юрий Никулин) – образец верности лакея своему хозяину: Василий для Саввы больше, чем слуга, это его верный друг и надёжный соратник. Неприхотливый деревенский герой особую нежность питает к куриным яйцам и разнообразным блюдам, которые можно из них приготовить.

На программке, которая в традициях Маяковки изобилует образными символами, изображено золотое яйцо, которое венчает золотая курица. Метафора с курицей, несущей «золотые яйца», очень аллегорично синхронизируется с драматургией действия: даже самое драгоценное яйцо может разбиться, но курица сможет снести новое.

В спектакле «Бешеные деньги» счета, векселя, купчие, долговые ямы ловко переплелись с неискоренимыми человеческими пороками.

Сценография Мариуса Яцовскиса воплощает интерьеры середины девятнадцатого века –  помпезная квартира Чебоксаровых, нанятая на последние деньги, контрастирует с маленькими аскетичными комнатами, арендуемыми экономным Васильковым.  Основа декораций – монументальные колонны, которые венчают копны сена: это контраст не только деревенского и городского быта, но и принципиальная разница менталитетов.

Музыка Полины Шульевой как всегда усиливает эмоциональные акценты – от романтизма возвышенных чувств до тревожной напряжённости, возникающей перед туманным будущим.

«А! Вы вот чего боитесь? Вот какое бесчестье вам страшно? Не бойтесь! В яму попадают и честные люди, из ямы есть выход. Бояться Московской ямы хорошо, но больше надо бояться той бездонной ямы, которая называется развратом, в которой гибнет и имя, и честь, и благообразие женщины. Ты боишься ямы, а не боишься той пропасти, из которой уж нет возврата на честную дорогу?»

Искромётный ироничный спектакль без назиданий и нравоучений, а с любовью к человеку со всеми его слабостями, странностями и соблазнами, говорит о том, что «в практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее».

В фееричную «комедию одержимости» можно погрузиться 31 мая, 6, 25 июня, 11 июля. Новый сезон «Бешеные деньги» откроют 15 сентября. Дамы и господа, каждый волен делать свои ставки в вечном поединке леди и джентльменов, но советуем не забывать, что фортуна – очень капризная особа!

 

Искромётную «комедию одержимости» посетила  корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии – пресс-служба Театра Маяковского

В репертуаре Театра Маяковского на данный момент можно увидеть ещё три прекрасных спектакля главного режиссёра Театра Вахтангова Анатолия Шульева:

«Старший сын» по пьесе А. Вампилова: «Все люди - братья!»: пронзительный и трепетный «Старший сын» в Театре Маяковского - https://worldpodium.ru/news/vse-lyudi-bratya-pronzitelnyy-i-trepetnyy-starshiy-syn-v-teatre-mayakovskogo

«Как важно быть серьезным» по пьесе О. Уайльда: «Как важно быть серьёзным» в Театре Маяковского: «В последнее время я заметила за Вами пагубную привычку – самостоятельно мыслить»- https://worldpodium.ru/news/kak-vazhno-byt-seryoznym-v-teatre-mayakovskogo-v-poslednee-vremya-ya-zametila-za-vami-pagubnuyu

 «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. ОстровскогоПремьера спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» в Театре Маяковского: «Островского много не бывает!» - https://worldpodium.ru/news/premera-spektaklya-na-vsyakogo-mudreca-dovolno-prostoty-v-teatre-mayakovskogo-ostrovskogo-mnogo.

До встречи в Театре!

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь