25 и 26 июня в Театре Российской Армии, на самой большой драматической сцене в Европе, состоялась премьера беспрецедентного по масштабу и размаху мюзикла Глеба Матвейчука «Ревизор»: в весёлом балагане буффонады, мелодичной музыки в балканском стиле и искромётных танцев, остроумном миксе цитат Николая Васильевича Гоголя с оригинальными текстами зажигательных песен, в утрированно-комической манере актёрской игры и визуальных эффектов зашифрована ирония и сатира на всё человеческое общество и его неискоренимые пороки!
Актуальность комедии «Ревизор», написанной великим Н.В. Гоголем 190 лет назад, поражает и восхищает, а гиперболизированные персонажи, пожалуй, никогда не утратят своей современности, ведь, как ни печально констатировать, коррупция в мире неискоренима, и Гоголь это прекрасно понимал. Понимаем это и мы, но посмеяться над пороками так, чтобы они выглядели не плоско и шаблонно, а гомерически-смешно, подвластно единицам.
У команды Глеба Матвейчука получилось вечные тексты и смыслы гениального классика расширить и усилить при помощи великолепной музыки и остроумных песен, зажигательных танцев, эффектной сценографии и других инновационных эффектов.
Символично, что премьера спектакля была приурочена к юбилею Глеба Матвейчука, композитора, режиссёра, автора идеи и соавтора текстов песен. «Ревизор» - восьмой авторский мюзикл Театральной компании Глеба Матвейчука, разные версии оригинальных спектаклей на данный момент идут в 8 городах России и Беларуси, география постоянно расширяется. Восьмёрка неслучайно знак бесконечности: в мюзикле «Ревизор» блистательная команда постановщиков и великолепных актёров через призму гротеска и гиперболы, иронии и сарказма продемонстрировали бесконечность смыслов, эмоций и ассоциаций, калейдоскоп колоритных образов и феерию событий!
Директор театра Милена Авимская отметила, что руководство Театра Российской Армии сразу заинтересовал мюзикл Глеба Матвейчука и то, как он расставил в нём акценты: «Мы сразу поняли, что это наш материал - острохарактерная, насыщенная веселыми мелодиями комедия». Также директор отметила, что в этом спектакле самые дорогие за историю театра костюмы – художник по костюмам Елена Симонова специально для «Ревизора» создала около 150 костюмов и 87 оригинальных принтов!
«Мюзикл «Ревизор» стоит отдельно в моей композиторской деятельности – он не просто так написан в балканской стилистике, это создаёт ощущение «эффекта балаганчика». Труппа Театра Российской Армии талантлива и разнообразна! Несмотря на то, что жанр мюзикла, в большинстве своём, чужд драматическим артистам, нам изо всех сил помогали реализовать наши художественные задачи. Я хочу поблагодарить директора Милену Юрьевну Авимскую и главного режиссёра театра Александра Александровича Лазарева за возможность работать на этой легендарной сцене!
Что касается визуальной формы мне хотелось бы подчеркнуть скрытые страхи, пороки, страсти персонажей, делая их более яркими и запоминающимися. Гротеск в нашем спектакле не просто визуальный элемент, это средство выражения глубоких аспектов персонажей, которые являются зеркалом, отражающим реальность.
Я уверен, что наши зрители поймут, почему мы выбрали именно такой визуал: всё заложено в концепции и основе спектакля!
В наше время популярна эпатажная форма, экстравагантность, мне хотелось бы процитировать Эдуарда Асадова:
Нельзя, чтоб в петушьем наряде серость
Шумела, задириста и пуста.
Не в этом, товарищи, наша зрелость,
Пусть царствуют ум, красота и смелость,
А значит - ясность и простота!»
Цитата прекрасного поэта тонко и точно характеризует суть нового мюзикла: в цирковой фантасмагории яркого балагана гораздо больше реальности, чем может показаться на первый взгляд. Создатели «Ревизора» провели филигранную, буквально ювелирную работу – в постановке нет случайных деталей и персонажей, нет примитивной пошлости и эпатажа: каждое мгновение открывает перед зрителями бесконечную парадигму ассоциаций и аллюзий, в которых изящно зашифрована и искусно завуалирована природа человеческой личности, уязвимой перед соблазнами и пороками.
Николай Гоголь наделил своих героев «говорящими» фамилиями, а в восхитительном воплощении многогранных актёров, артистов балета и музыкантов оркестра они приобрели реальные образы, каждый из которых по-своему колоритен и эксцентричен.
В роли Городничего предстаёт блистательный Александр Балуев. Александра Николаевича и Глеба Алимовича связывают долгие годы дружбы и сложившийся творческий тандем. Одиннадцать лет назад Александр Балуев выступил режиссёром и исполнителем главной роли в первом авторском мюзикле Глеба Матвейчука «Территория страсти», постановка по мотивам эпистолярного романа XVIII века Шодерло де Лакло «Опасные связи» стала театральным бестселлером и покорила в прямом смысле весь мир. В том спектакле Александр Балуев впервые запел на публике, а Глеб Матвейчук занимался с ним вокалом. В «Ревизоре» всенародно любимый актёр в образе Городничего раскрывает не только свои вокальные, но и танцевальные таланты – один из самых брутальных и мужественных актёров предстаёт на сцене в совсем непривычном комичном амплуа.
Яркая индивидуальность, мощная мужская харизма, многогранное мастерство и обаяние Александра Николаевича в образе Антона Сквозник-Дмухановского раскрывается в безграничной палитре чувств – это матёрый «хозяин города» и «властитель своей жизни», легко обводящий вокруг пальца губернаторов, не говоря уже о купцах и мелких чиновниках – он уверен в своей исключительности и неуязвимости. Как дважды два, например, Городничий списал деньги, полученные на строительство церкви, которая якобы сгорела, а на деле даже не начинала строиться. Беспредел для таких людей - не случайное происшествие, а кредо жизни.
И семья у Антона Антоновича под стать ему – как по амбициям, так и по отсутствию моральных запретов и табу, как в фантазиях, так и в поведении. В роли жены Городничего Анны Андреевны в нашем фоторепортаже предстаёт Анастасия Бусыгина (в другом составе - Мария Порошина). В образе своенравной дочери Марьи Антоновны – Екатерина Лютова.
Соперничество молодости и зрелости выглядит экспрессивно и эксцентрично! Надеть всё лучшее сразу, поразить роскошью, обольстить напором и абсолютной уверенностью в своей неотразимости. Диалоги и песни Анны Андреевны и Марьи Антоновны – отдельный вид искусства.
И команда у Главы Города "высокопрофессиональная" в своём меркантильном подлом ремесле - каждый чиновник, как на подбор, взяточник и казнокрад, король интриг и мастер лукавства. Мы не будем описывать характерные черты каждого героя – все эти детали и нюансы нужно видеть и слышать своими глазами!
Но, конечно, про «Инкогнито из Петербурга», наделавшего шуму в провинциальном городе, нельзя не рассказать.
Хлестаков (в нашем фоторепортаже – талантливый молодой актёр Дмитрий Ломакин, в другом составе – звезда мюзиклов Александр Казьмин) - невероятно обаятельный плут и промотавшийся фантазёр, который фонтанирует таким задором и куражом, что вызывает не осуждение, а симпатию! Герой любит роскошь и деньги - это для него атрибут лёгкой жизни.
«Он с Пушкиным на дружеской ноге» (Александра Сергеевича на сцене тоже можно увидеть), вхож в дома к министрам и вельможам… в мечтах-то, может быть, и так, но ведь Городничий и его свита поверили в реальность этой помпезности, которая на деле оказалась эфемерным «мыльным пузырём» и «воздушным замком». Хлестаков совсем не выглядит бывалым авантюристом, на этом контрасте ещё парадоксальнее выглядит тот факт, что такой «ангелок» обвёл вокруг пальца маститых интриганов. Акробатические пируэты находчивого повесы вызывают искренний восторг!
Отметим и верного слугу Хлестакова Осипа (Антон Морозов). Ему важен комфорт и сытная трапеза, что он и получает, подыгрывая своему барину: в гостях у Городничего Осип несказанно рад поистине царскому приёму.
Создатели «Ревизора» органично интегрировали в некоторые сцены и других героев классика – например, Панночку и Вия из «Вия», Чёрта из «Ночи перед Рождеством»…
По традиции, как и во всех других мюзиклах Глеба Матвейчука, музыкальная партитура является не обрамлением драматургии, а её фундаментом. В балканских мотивах соблазнительные и зажигательные ритмы гармонично и органично сочетаются с минорными мелодиями, страстное танго соседствует с ча-ча-ча, а джазовые ноты миксуются с мелизмами..
Музыканты оркестра выступают самостоятельными героями мюзикла – в необычных костюмах они добавляют пряной остринки и перчинки происходящему на сцене безумству. Музыкальный руководитель – Михаил Елисеев. Авторы текстов песен – Глеб Матвейчук, Игорь Шевчук и Наталья Макуни.
После просмотра мюзикла песни хочется напевать снова и снова – без сомнения, они уйдут в народ и станут шлягерами. Например, «Идите в баню!» - не только залихватский застольный хит, но и тонкая аллюзия – во все века многие сделки и договорённости, как в высших, так и в низших эшелонах власти, совершаются в банях, саунах и других развлекательных заведениях. Так было при Гоголе, так осталось сейчас.
Песня Осипа– ностальгия по родным местам, искромётный дуэт поколений в совместной арии жены и дочки Городничего. Ария Хлестакова «Петербург» - гимн любви к столице счастья и любви, а «Взятки» - апофеоз и жизненное кредо всех героев «Ревизора». Рандеву Хлестакова с маменькой и доченькой, соперничающих за внимание почётного гостя, воплощено в ритме страстного танго.
А как феерична сцена, в которой Антон Антонович дерзко фантазирует о Генеральском титуле и тех перспективах, которые открывает выгодное замужество своей дочки. «Ряпушка и корюшка» - мегахит, в котором «высшее сословие» противопоставляет себя тем, «кто пониже»…
Хореография Ирины Сатюковой не просто виртуозна, а по-настоящему грациозна – в танцы искусно интегрированы сложные гимнастические элементы: при этом хореография обрамляет и дополняет драматическую составляющую. Синхронность и слаженность массовых сцен вызывает бурю восторга! Представляем, какую колоссальную работу провели все создатели, чтобы добиться такой гармонии и синергии!
Костюмы художника Елены Симоновой дополняют каждый персонаж и артистов балета, акцентируя внимание на индивидуальных деталях. Не удивительно, что директор Театра Милена Авимская на костюмах акцентировала персональное внимание.
Художник-постановщик Даниил Ющенко в тандеме с видеохудожником Игорем Домашкевичем создали в разных плоскостях многомерное фантасмагорическое пространство цирка-шапито. Многоуровневые вращающиеся декорации в световой партитуре художника по свету Ивана Виноградова становятся провинциальной гостиницей, где под лестницей еле сводят концы с концами Хлестаков с Осипом, богоугодными заведением, баней и пафосным домом Городничего и его семьи. Реквизит тоже играет важную роль – несъедобный обед в трактире, банные веники, бутылки, кареты…
Отдельно отметим, насколько органично всё распределено на огромной сцене Театра Армии: каждый "уголок" изобилует тончайшими деталями, а у зрителей буквально «разбегаются глаза», чтобы успеть увидеть все нюансы!
На занавес проецируются поистине царские фантазии Городничего, в которых он не меньше, чем Римский Император. И хотя Александру Балуеву по его фактуре очень идёт римская тога, в контексте Антона Антоновича эта «напыщенность» и «помпезность» выглядит особенно комично.
Ассистенты режиссёра - Александра Каспарова, Гия Диевский. Помощник режиссера - Александра Широкина.
Аллюзии с не самыми обаятельными представителями мира животных - очень тонкая и точная сатира. Ещё до начала спектакля по занавесу бегут две крысы – живучие грызуны, которые приспосабливаются к разным условиям обитания и тонко чувствуют опасность, олицетворение слова «крысятничать» - обманывать, воровать, делать что-то исподтишка. Этим далеко не благородным «мастерством» герои «Ревизора» владеют в совершенстве!
Но есть ещё одна параллель, которая приходит на ум, – пословица о том, что хомяк от крысы отличается грамотным пиаром. Кто, как ни Хлестаков, знает об этом досконально? Ведь другой на его месте растерялся и выдал бы себя, но не этот находчивый герой, который смог обвести вокруг пальца «матёрых волков» и «любопытных дятлов»...
Гипербола и гротеск, главные отличительные черты всех персонажей Гоголя, воплощены в мюзикле Глеба Матвейчука во всём своём масштабе, в самой широкой амплитуде эмоций и характеров! Эта буффонада фарса и абсурда настолько реалистична, что сквозь гомерический смех порой пробиваются слёзы сожаления о том, что «смеёмся мы над самими собой».
В кульминационном финале зрители неслучайно видят параллель с «Последним днём Помпеи»: именно эта картина вдохновила Гоголя на написание «немой сцены» в финале «Ревизора». На картине Карла Брюллова все персонажи с ужасом смотрят на сверкающую молнию, в спектакле Матвейчука после известия о приезде настоящего «Ревизора» на сцене происходит настоящий апокалипсис: гибель Римской империи и крах цивилизации коррупционеров и казнокрадов воплощены невероятно образно и метафорично.
«Искусство — начало Вселенского хаоса»: этот известный афоризм нельзя назвать аксиомой, ведь в произведениях искусства, как в зеркале, отражается всё человеческое общество, с пороками и соблазнами, иллюзиями и надеждами, взлётами и падениями…
Есть теория, что смех продлевает жизнь, такие спектакли, как «Ревизор», нашу жизнь украшают, делают её интереснее и насыщеннее и даже обладают терапевтическим эффектом: помогают не так остро реагировать на весь тот абсурд и хаос, который присутствует в жизни. А ещё фееричный мюзикл дарит надежду, что когда-нибудь справедливость восторжествует и коррумпированные представители «властной элиты» потерпят сокрушительное фиаско!
Премьера инновационной постановки стала прекрасным подарком Москвичам, гостям столицы и всем участникам творческого процесса в финале юбилейного, 95-ого, для Театра Российской Армии сезона! Смело можно сказать, что «Инкогнито из Петербурга» на «колесе фортуны» совершил круг почёта по Суворовской площади и надолго прописался на самой большой драматической сцене в Европе, в легендарном Театре в форме пятиконечной звезды, а во Вселенной музыкального театра зажглась яркая звезда - восьмой авторский мюзикл Глеба Матвейчука!
Поздравляем всех причастных с триумфальной премьерой и рекомендуем заранее заботиться о билетах: ближайший вояж «Ревизора» в Москву состоится 20 и 21 сентября!
Искромётную феерию в балканском стиле посетили:
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф Костина Екатерина
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.